На самом деле очень мало. Ну, вот, например, когда ничто не угрожает твоей жизни, здоровью и благополучию.
Это - база, основа всего. И лишь, имея эту базу, можно жить и испытывать какие-то другие чувства, желания, стремления. Можно чувствовать себя несчастным, или счастливым - как настроишь мозг. Но, когда ты лишен этой основы для нормального функционирования мозга и тела, счастье скрывается за горизонтом.
Почему только надо обязательно пережить что-то такое-этакое, чтобы так ярко ощущать свое счастье и то, как мало для этого надо?
У меня, например, 4 раза в год такие яркие озарения, всполохи счастья, близкие к неконтролируемой эйфории: когда я возвращаюсь домой с заработков. Так что я имею об этом представление.
А потом дни идут, недели... Счастье куда-то уходит, яркость ощущений стирается. Наваливается тоска, тревога, беспокойство, неудовлетворенность.
И я все время себя пытаюсь лупить по голове и вопрошать: ну, какого чёрта ты опять киснешь?! Ну, в чем дело? Ну, что тебе не хватает для счастья?
А теперь до меня стало доходить: кажется, это ломка! После таких ярких переживаний и ощущений чистого, 100% счастья... постепенный переход к обычной рутине. И уже нет этих эйфорических всплесков радости бытия. Наверно, чувство счастья накатывает на фоне резкого контраста в полотне твоей жизни: было тяжко и плохо, стало хорошо и комфортно. При этом резком переходе от плохого к хорошему что-то выбрасывается в кровь. Какие-то природные химические вещества счастья. Наркотики, которые вырабатывает сам организм. Наркотики счастья.
Но через неделю-другую ты привыкаешь к тому, что всё хорошо. Никаких трудностей и лишений. То, что ещё недавно ощущалось, как счастье, бесконечная эйфория, перетекает в серую обыденность, в скуку; накапливается непонятное беспокойство, тревога, неудовлетворенность.
А это организм требует новой дозы укола счастья. Вот без него ему и неуютно, тревожно, плохо. Он запомнил те, первые ощущения после резкого взлёта из преисподней в поднебесье. И ему плохо без них. Без новой дозы счастья. Тревога: куда все ушло? Ведь было так хорошо, хорошо без причин. А теперь так же без причин плохо.
Жизнь прекрасна за счет контрастов. Вот для этого кто в горы лезет, кто в походы ходит, кто в волнах кувыркается на доске, кто водку пьет, кто дурь курит-колет-нюхает.
Все для одного - получить этот укол счастья. Жаль только, что у него действие кратковременное. Поэтому - снова в горы, снова в волны, снова в бутылку, снова в вену, или на туристическую тропу. И снова на какое-то время счастье, эйфория, ощущение полноты жизни.
Пересмотрела "Чудо в Андах" про разбившийся в горах самолет с уругвайскими регбистами.
Когда после 70 дней жития в разбитом фюзеляже и поедания трупов товарищей, двое наконец-то, спустились в долину, преодолев все эти горы безо всякого альпинистского снаряжения... 2 истощенных парня преодолели по горам и снегам 65 км за 10 дней. И вышли в долину, и увидели реку и траву. После 70 дней, в течение которых, кроме бесконечных гор и снега, они уже не чаяли увидеть что-то другое. И в живых остаться уже слабо надеялись.
Как они, спустя почти 40 лет рассказывали о том, что почувствовали!.. "И я вдруг понял, как мало на самом деле надо человеку для счастья: вода, трава и то, что ты остался в живых"
Да... Когда 70 дней выживаешь в неисследованном участке Анд, высоко в горах, когда прекращены поиски, когда из еды - только трупы товарищей, а жильё - фюзеляж самолёта, мировоззрение меняется.
Ведь не тронулся умом Нандо Паррадо, который затащил на этот злополучный рейс мать и сестру. А они обе погибли еще при крушении. Не сошёл с ума от чувства вины. Ведь, не пригласи он их на этот самолёт, они мирно ждали бы возвращения сына и брата дома.
А были свободные места. Дали добро на то, чтобы эти места заняли родственники совершенно бесплатно. Вот Нандо и усадил самых любимых и родных на эти места.
Можно сказать, это он виновен в их смерти. На самом деле, конечно, не он, а пилот, совершивший ошибку. Можно сказать, и не пилот, а рок, судьба, случайность. Никто ведь не думал о том, что самолет разобьется. Об этом никто никогда не думает, иначе люди вообще не летали бы самолетами.
Но факт есть факт - не пригласи Нандо на этот борт мать и сестру, обе остались бы живы. Я бы тронулась умом от осознания этого факта. А он не тронулся. Одному ему известно, что и сколько раз он думал об этом сразу после крушения и потом, всю жизнь. Жить с таким грузом...
Но у всех выживших, рассказывающих об этих событиях десятилетия спустя, удивительно живые, ясные глаза. Они все, кто тогда выжил, все 16, на момент съемки фильма были живы и здоровы. Даже как-то повышенно здоровы и бодры.
Наверно, когда по-настоящему заглянешь в глаза бездны, навсегда потом меняешься. Начинаешь смотреть на все другими глазами, все по-другому воспринимать. Когда пройдешь через настоящий ад, отчаяние, горе, перестаешь обращать внимание на шелуху.
На все эти тревожности, беспочвенную тоску, отчаяние и слезы на пустом месте. Потому что знаешь, что такое настоящее горе.
"Я люблю, ценю и наслаждаюсь каждой прожитой минутой своей жизни"
Ну, а нам всем что надо сделать и пережить, чтобы с таким вот ясным взглядом сказать подобные слова? Усадить на аварийный рейс свою семью? Разбиться в горах? Съесть пару друзей? Пройти 65 км по заснеженным горам наугад, пытаясь найти долину? Выжить там, где сделать это было почти нереально?
Конечно, после такого мир перевернется в глазах, и в мозгу шарики с роликами раз и навсегда встанут на место и будут бесперебойно крутиться в правильном направлении.
Но разве обязательно нужно пережить такую шокотерапию, чтобы научиться любить жизнь в каждом ее проявлении? Наверно, хватит одного "Чуда в Андах" для того, чтобы все, кто спит в теплых постелях, кушает фрукты, пьет соки и лежит на уютном диване возле ноутбуков, поняли, какое им привалило счастье.
"Человеку так мало надо для счастья, на самом деле".
Может, они не случайно разбились и выжили. Может, это урок для нытиков: смотрите, чё бывает, и то ничё!
"Как мало человеку надо для счастья!"
Ты просто мысленно хотя бы пройди их путь, попробуй почувствовать то, что чувствовали они, представь себя на их месте, напряги свое богатое воображение.
И сразу поймёшь, какое счастье тебе привалило. Ведь для него так мало надо. А у тебя всего так много для этого.
Почему ты, неблагодарное создание, не наслаждаешься каждой минутой жизни?! А каждую минуту борешься с отчаянием и тревогой, страхами, паникой, тоской, черной меланхолией?
Всех таких, как я, надо бы усаживать на аварийные рейсы и показательно разбивать вдали от цивилизации, высоко в горах. Чтобы научились ценить жизнь и то, что имеют.
Что там выжившие в Андах говорили? «Для счастья так мало надо». Быть живым. Дышать, пить, есть, смотреть на траву, видеть, как течет река. А тут вселенская скорбь - сын долго не мог найти работу!
Ну, не помирал же мой сын высоко в горах! Не ел с голодухи друга Костю!
Ну, если уж на то пошло, то - он жив, здоров, ему ничего не угрожает. Если в его положении это всё, чем пока может порадовать нас жизнь - значит, надо уметь радоваться и этому.
Сколько всего нужно для счастья? А это - с какого ракурса посмотреть. Если смотреть из уютного кресла через окно – вроде, и не счесть, сколько всего нужно!
А взглянуть с высоты заснеженных Анд, где тебе, возможно, придётся умереть вдали от целого мира – то очень мало. Сама в такие передряги не попадала, но уважаемые люди, тем не менее, утверждают. И, кажется, вполне искренне...