Так получилось, что последнее время я подсел на поиск старины с металлоискателем в лесах. Про поля не то, чтобы подзабыл, просто пошло четкое разделение - днём лес, ночью под фонарь поле.
Но так получилось, что последний выезд, в эти выходные, случился у меня полевым.
_____
Весной, пробивая новые для нас места, мы с напарниками приметили, что на одном поле постоянно присутствуют копари. Зачем, почему, как - было не очень понятно. По имперскому периоду поле совершенно не выдающееся: на одном краю старая деревня, и, если зачем-то приспичило насобирать медных какалов в сохране 360 рублей/кило, ходить следует ближе к домам. Дорог по полю на картах не было.
....
На неделе мне позвонили оба постоянных напарника, с которыми выбираюсь по Калужской области. Они в один голос сообщили, что пересеклись с камрадами именно на этом поле. Короче - чешуя, включая находки по уделам.
А раз так, то надо ехать:)
....
Утро воскресенья. Подъезжаем с приятелем, стоим на обочине, ожидаем третьего камрада.
Поле - мечта!
Урожай убран. Солома собрана в валки, ожидает вывоза. Невысокая стерня не мешает совершенно. Ходи и получай удовольствие!
Подъезжает камрад. Сверяемся по точкам вероятной локализации находок, и понимаем, что ничего не понимаем. По одной версии, основные находки живут ближе к современной дороге. По второй наоборот, ближе к низине в середине поля.
Думается, верно и первое, и второе. Было, возможно, несколько кошелей чешуи, их распахали, и каждый дал свою точку. Кто из копарей что нашел, тот тем и поделился. Ну и, безусловно, нельзя не учитывать, что нас могли преднамеренно ввести в заблуждение. Всякое бывает. В общем, надо искать везде.
Напарники идут вдоль дороги, и поднимают по паре медных обмороков. Я пробиваю середину. В хабарнице - одна пуговичка-гирька, в кармане со шмурдяком пяток пуль от старины и до Великой отечественной, дробь, картечь, медные обломки и латунный то ли подсвечник, то ли наконечник на металлическую кровать. Цветмет, в общем.
_______
Побродив около часа и не найдя чешуи, сдвигаемся к деревне.
Метрах в пятидесяти от ближайшего дома ловлю очень чистый, но злой сигнал с перегрузом. Две копейки, Павел I. Ну, как две копейки... это когда-то было двухкопеечной монетой. Сейчас вензель читается уверенно, номинал с трудом, год различим слабо. В общем, какалик как и есть: выкинуть жалко, оставить себе незачем, подарить кому-нибудь стыдно.
Ладно, с другой стороны, хоть что-то. Да, находка бесполезная, но уже не пустой.
Один из напарников выцепляет серебряный крестик по XIX веку. Простой, достаточно большой, примитивный по исполнению, без ушка, но со всеми необходимыми клеймами. В общем, непонятно, то ли лом серебра, то ли на панно. Скорее первое.
______
Решаем пройти вдоль деревни к ограничивающей поле с одной стороны реке, потом вдоль реки через лес оврагом, и, наконец, закрыв дугу, выйти с другого края поля и двинуть к машинам.
Увы, находок у меня не прибавляется. Несколько конинок, всё больше по XIX веку, и одна верховая монета.
Сначала - низкий, но резкий сигнал в уши, и цифровое значение, примерно соответствующее советской ходячке. Впрочем, где-то близко звенит и ходячка современная.
Потом взгляд под катушку и понимание, что копать то и не надо.
Вот она, 20 копеек СССР, так называемый "рамочник", монету перепашкой вынесло на поверхность. Сразу видно, что на сохран надеяться глупо. Какалик как и есть. По факту - номинал, рамка, герб и надпись СССР видны, мелкие детали ушли, чистить бесполезно.
______
Дохожу до оврага.
Один из напарников хвалил тамошний лес, дескать, берёзы, орешник, и отличное чистое место. Ходить, дескать, удобно.
Ага, ага. Так то первые пятнадцать метров действительно мечта копаря-лесовика, но дальше сплошной бурелом. Метров 150-200 мы кое-как осилили, но, не обнаружив ничего интересного, решили через поле вернуться к машинам.
Обратная дорога не приносит ничего интересного.
На поле тем временем подтягиваются ещё несколько машин с копарями. Может, им повезёт больше.
______
Один из напарников решил, что с него на сегодня хватит. Дела домашние...
Второй прикинул свои возможности по времени, решил, что часа два у него ещё есть, и предложил проверить ещё одно поле поблизости. Я согласился почти сразу же.
Поле это - во всех смыслах с историей.
Для начала, история локальная. Именно на нём я, тогда ещё только начинавший копать с гарретовской евроасей, нашел свою первую медную имперскую монетку. Две копейки последнего чекана, по точной дате не помню, но - Николай Поклонский.
Далее, история глобальная. На краю поля за оврагом старое кладбище. Ранее там стояла церковь (не сохранилась), было поселение (не сохранилось, остались дома дачного формата), и шла столбовая дорога (направление более-менее понятно). Как раз напротив церкви была переправа через то ли речушку, то ли ручеек, протекавший по дну оврага (не сохранилась). Земли рядом относились к церковным. На них точно было какое-то производство чего-то наподобие высечки для лампад и иной церковной утвари. Вроде как проскакивала информация, что неподалеку была ярмарка-не ярмарка, но какое-то локальное торжище.
Место это всем окрестным копарям известно, бито-перебито, но есть нюанс. А именно, часть поля регулярно пашется, и на находки не богата, а часть давно стояла под бурьяном. И вот её-то и скосили.
Подъезжаем, паркуемся, отходим от машины.
Первые пять-шесть сигналов - вполне ожидаемые пивные и водочные пробки, вездесущий алюминий и ржавый чермет. Последний стаскиваю к машине; какие ни есть, а деньги на бензин.
Затем очень короткий, но определённо цветной низкий сигнал. Предполагая советскую/российскую ходячку, копаю. Нет, не ходячка. Маленькая-маленькая полушка Петра I, так называемая ВРПшка. Пётр без ложной скромности именовал себя Всея Руси Повелителем, и первые буквы этих слов чеканились им на мелких медных монетах - отсюда такое название. Впрочем, то, что это именно ВРП-шка, понятно разве что по размеру. Монета полностью "ушла" в глинистой почве.
Но сам факт! Раз ещё что-то попадается, надо продолжать искать.
Напарник, изначально нацелившийся на перепаханное поле, подтягивается обратно. Спустя непродолжительное время, бросив прибор, идёт в мою сторону и активно жестикулирует.
- Чешуя?!
- Нет.
- Но серебро?
- ДА!
5 копеек 1813 года, серебро Александра I. Монета слегка уставшая и затертая, но вполне себе читаемая. Великих денег не стоит (в таком состоянии, как у него, от 300 рублей и немного в плюс, как получится).
Но серебро всегда в зачёт!
_____
Неподалёку от поля - современный карьер, гравий/песок. От карьера в нашу сторону отъезжает легковушка, проезжает по полю и останавливается возле напарника.
Из машины выходит мужик, невысокий, но крепкий, в камуфляжной форме. Охранник, скорее всего. Смотрю, вроде с напарником он общается нормально, но я на всякий случай подтягиваюсь. Случаи, они разные бывают.
Нет, в данном случае всё нормально. Охранник с карьера действительно увидел нас, но он сам - копарь. Правда, копает по войне. Ранее ходил, с его слов, с Текнетиксом, потом с 705-й теркой, сейчас вот в багажнике коробка с Ноктой. Подъехал просто с интереса, познакомиться и пообщаться.
Постояли, поговорили. По местным лесам особых находок у него не было. Ну ладно, сдали ему неподалёку точку с какими ни есть, а позиционами.
_____
Слышу чёткий медный сигнал. Копаю.
И снова Павел I, на сей раз деньга. Состояние более приятное, чем у найденной ранее двушки, но всё-равно невесёлое. Ладно, приеду домой, кину в мыло. Посмотрим, удастся вытянуть её до состояния "временно заполнить пробел в коллекции" или нет. Скорее нет, чем да, но чем чёрт не шутит.
Напарник что-то копает вдалеке. На мой кивок головой показывает скрещенные руки. Нательный крестик.
______
Два часа дня. Надо собираться и ехать домой.
Что сказать по итогам выезда? Досадно, что без серебра остался. А поля интересные, только вот выбиты за год. Надо дожидаться перепашки, либо поздней осенью, либо весной, и ехать еще раз.