Россия в лидерах по темпам оснащения сферы образования цифровыми устройствами. Но пандемия коронавируса показала, что горизонт развития технологий учебного процесса все еще широк
По данным Минобрнауки, 80% российских школ уже используют в работе различные цифровые инструменты, а 17% из них еще до пандемии активно применяли дистанционные технологии. Три четверти российских учеников девятых классов регулярно пользуются смартфоном, а 50% — компьютером. А в вузах в 35% программ используют электронные инструменты и в 32% — дистанционные технологии.
Повсеместный переход на онлайн-формат во время пандемии коронавируса показал, что у технологического развития учебного процесса большие перспективы.
Какие технологии появятся в школах будущего?
1. Технологии дополненной реальности (AR-технологии)
Эти технологии сформируют полноценную учебную экосистему. Они дополняют теоретический материал по предмету цифровыми тренажерами с заданиями и тестами, а также инструментами работы в группах и специальной методикой оценки выполненных учениками заданий. Применение дополненной реальности создает эффект глубокого и активного погружения учеников в рабочий материал.
Примером использования AR-технологий в образовании является новый формат учебников с дополненной реальностью от группы компаний «Просвещение». У них есть специальное приложение, благодаря которому переход к дополнительному цифровому контенту в виде аудио- и видеоматериалов происходит быстро и просто. Это особенно важно при изучении иностранных языков.
В высших учебных заведениях цифровые продукты на базе AR также востребованы. Они актуальны при изучении медицины и инженерных наук, где значительная часть информации требует визуализации.
«Эти технологии позволяют сделать учебный материал более наглядным и персонализированным, создают новые каналы взаимодействия между учителем и учеником и дополнительно вовлекают учащихся в процесс обучения»
— Дмитрий Петров, генеральный директор компании «Кометрика».
Ограничить использование АR-технологий в образовании может только «цифровое неравенство». Уже очевидно, что развитие цифровой инфраструктуры и доступ к технологиям различаются во всех регионах страны. Полностью доступными для всех субъектов системы образования эти технологии могут стать только к 2030 году.
2. Искусственный интеллект (ИИ)
Эта технология способна упростить и автоматизировать многие рутинные задачи. Например, приемная комиссия любого вуза тратит много времени на рассмотрение документов абитуриентов. Этот процесс можно сократить до считанных секунд с помощью системы, которая распознает документы и проверяет весь ли их пакет в наличии.
ИИ также может автоматически формировать личное дело и личный кабинет учащегося во внутренней электронной системе школы или вуза. Все данные будут «подтягиваться» туда и обновляться автоматически. А документооборот между отделами вуза может взять на себя конструктор документов, который можно интегрировать с электронной системой профильного Министерства, куда необходимые сведения (например, о зачислении студентов) будут передаваться автоматически. И эта информация может сортироваться по количественным и качественным показателям, отображая успеваемость студентов, уровень их лояльности к преподавателям и другие данные.
«Уже есть решения, которые легко справятся с некоторыми из перечисленных задач в один клик. Сократят документооборот, отнимающий массу времени, избавят от необходимости вносить данные в электронные системы вручную. Эту работу могут выполнять цифровые помощники, обеспечив скорость, прозрачность и минимизацию рисков»
— Сергей Переверзев, генеральный директор компании Nlogic.
3. Системы информационной безопасности
В эпоху массовых утечек данных, фейковых новостей, искусственно сгенерированных цифровых личностей в обществе назревает очень серьезный кризис доверия.
«Как проверить подлинность диплома или удостовериться в том, что обучающийся прошел курс? Чтобы иметь хорошую репутацию, образовательным учреждениям придется применять современные инструменты по защите данных»
— Роман Жуков, директор центра компетенций «Гарда Технологии».
Будут востребованы технологии по защите от фейков, от внешних хакеров, от мошенничества со стороны преподавателей и учеников, а также технологии по независимому контролю образовательного процесса (в том числе с применением искусственного интеллекта). В этой ситуации актуальной становится пропаганда цифровой гигиены и личной ответственности за действия в цифровом пространстве.