История создания ремейков сохранила немало конфликтных случаев. Один из самых известных: суд между кинорежиссерами - Акирой Куросавой и Серджо Леоне. При создании ленты «За пригоршню долларов» Леоне не только использовал фабулу ленты Куросавы «Телохранитель», но и приемы режиссуры. Оба мастера выиграли от этого конфликта. Куросава получил 15 % прибыли от проката фильма Леоне, а итальянский режиссер стал успешно снимать спагетти – вестерны.
Фабула в этих двух фильмах действительно одинаковая: в небольшой городок, в котором враждуют две банды, приходит бродячий герой. Наслушавшись о злодействах местных преступных банд, он решает стравить их друг с другом. Затем он использует хитрость, необычные для вестерна поступки (уловки, обманы, сарказм героя), и традиционное исключительное умение владеть оружием. Герой, не задумываясь, приходит на помощь семье, которой угрожают обе банды. Его предательство разоблачено, и он жестоко избит, но он побеждает.
«Телохранитель» Куросавы создавался вод влиянием детективных романов Д. Хэммета. В его книгах неоднозначные герои совершали мужественные поступки. Но идеальными героями не были, в них проявлялся цинизм , но сохранялась искра, заставляющая придти на помощь, даже если эта помощь может принести смерть.
«Телохранитель» Куросавы был снят в жанре японской исторической драмы – дзидайгеки. Слово дзидай означает воюющие провинции, это кино о средневековой междуусобице. Герой фильма Куросавы – самурай, для японцев во многом персонаж, связанный с определенным периодом истории и с рождением кодекса Бусидо.
Самурай Сандзюро у Куросавы не только одерживает победу над бандитами, но и демонстрирует нравственные качества человека. Именно они были основой сюжета его самурайских фильмов. Но Куросава был яростный противник убийства, он никогда не делал ставку на его красивый эффект. Наоборот, показывал их отраженно, воспитывая тем самым зрителя.
Серджо Леоне снимает фильм для обычного зрителя, казалось бы уже привыкшего к показу убийств на экране. В нем действуют не самураи, а ковбои, Японию времен гражданской войны он меняет на Дикий Запад времен гражданской войны. И все же он создает анти- вестерн.
«За пригоршню долларов» первый фильм, снятый как – спагетти – вестерн. Подчёркнутая фантастическая меткость персонажей, перенос акцента с сюжетной логики на эффектный зрительный ряд, эпическая цельность характеров и другие моменты позволяют чётко отличить их от американских вестернов. Главное отличие: это не претензия на историю, а внутренний мир мужественных героев.
Американец Клинт Иствуд смеялся над режиссером, понимая, как мало знает он мир вестернов. Да и в успех фильма не верил. Привлечь зрителя на итальянский вестерн казалось задачей невыполнимой. Но С. Леоне поменял половину титров на американские имена. А из К. Иствуда сделал культового любимца, положив начало актерской звездной карьере.
Оба мастера – и А. Куросава и С. Леоне делали важную задачу: строили мост между культурами США – Италии – Японии. И противопоставляли традиционному кино мир своих открытий. Есть версия, что Куросава поначалу поздравил Леоне с отлично снятым фильмом. Но, есть и другая, Куросаву довели до гнева пончо героя Иствуда, его пистолет и привычная атрибутика вестерна, где ставка делается всегда на внешний эффект супергероев.
Владимир Жерехов