Найти тему
Чемодан Менделеева

Как немцы в Обской губе мины устанавливали

Оглавление
Подводная лодка К-1. На мостике лейтенант Петр Лейберг. 1942 год. К-1 одна из субмарин, охранявших северный морской путь.
Подводная лодка К-1. На мостике лейтенант Петр Лейберг. 1942 год. К-1 одна из субмарин, охранявших северный морской путь.

В 2012-ом году Владимир Путин присвоил командиру бригады подводных лодок Олегу Голубеву звание контр-адмирала. Поводом для этого стала операция по расчистке мелководья Обской губы от мин времен Великой Отечественной войны. Но, погодите, где был в те времена фронт, а где Обская губа? Это первый вопрос, который возникнет в головах тех, кто силен в географии. Как вообще там оказались немцы, и зачем им понадобилось минировать устье Оби, где и портов-то толком нет? Советское командование точно так же не могло предполагать подобного, ровно до момента, пока союзники не передали трофейные документы. С этого момента Обскую губу несколько раз пытались разминировать, но ничего не находили. Лишь в 2012-ом году про это вспомнили, а в 2018-ом окончательно расчистили акваторию.

Ключевые объекты Северного морского пути. Схема ГЛАВСЕВМОРПУТИ, 1937 год.
Ключевые объекты Северного морского пути. Схема ГЛАВСЕВМОРПУТИ, 1937 год.

Для Советского союза тогда и для России сейчас северный морской путь является одной из важнейших стратегических артерий. Не смотря на длину береговой линии на карте, в реальности он довольно короткий, от Санкт-Петербурга до Владивостока морем всего чуть больше 14 000 километров. На протяжении пути расположены портовые городки, от Мурманска до Петропавловска-Камчатского. Была попытка соединить их железнодорожной веткой, своеобразной альтернативой Транссиба – Трансполярной магистралью, но не срослось. В любом случае, грузы по Северному морскому пути ходили, а с началом Великой Отечественной нагрузка только возросла. Кроме собственных грузов, здесь началась перевозка товаров военного назначения, получаемых по Ленд-лизу, а это никак не могло устраивать немцев.

Уже в октябре 1941-ого года в Карском море была зафиксирована первая подводная лодка немцев, ее обнаружил «Академик Шокальский». Возможно, их было больше, но сезон навигации подходил к концу и, очевидно, кригсмарине занимались разведкой – немцы и сами не знали, на сколько активно используется этот морской путь. К лету 1942-ого немецкое командование разработало операцию «Вундерланд», целью которой ставилось недопущение прохода конвоев союзников. Для этого были выделено пять подводных лодок, U-601, U-251, U-456, U-209 и U-255 а в августе к ним присоединился тяжелый крейсер «Адмирал Шеер». В этот раз немецкий флот вел себя крайне агрессивно, но не всегда результативно. Так, в частности, U-255 попыталась уничтожить метеопост на мысе Желания, да не просто уничтожить, но и захватить пленных вместе с радиостанцией и шифровальными книгами. В итоге немецкие подводники постреляли в четыре непонятных строения, получили очереди в ответ и умотали восвояси (Александр Афанасьев, "Война в Арктике. 1942 год. Операция «Вундерланд»").

Стреляли фрицы яростно! Но все без толку - разве что жилье нам попортили гады, а так , за час боя - ни одного раненного с нашей стороны. <…>Палили, палили из 37-миллиметровки все без толку! Цель то маленькая и верткая! Туда-сюда шмыгает. Но дошмыгалась! Сережка Курин все-таки сумел пристреляться! И БАМ! Вспышка на рубке лодки и какие-то ошметки за борт полетели. БАМ! Еще раз БАМ! Лодка объята пламенем и дымом. Фашисты не выдержали и начали драпать!

Метеоролог, свидетель атаки, Александр Неклюдов, "Метеорологи Арктики в годы войны".

Героический экипаж ледокола Александр Сибиряков, которые дали бой немецкому тяжелому крейсеру имея на вооружении лишь зенитки. Часть экипажа оказалась в плену, а после освобождения, не смотря на проявленный героизм, попала в лагерь. Только в 1961-ом году выжившие члены экипажа были реабилитированы.
Героический экипаж ледокола Александр Сибиряков, которые дали бой немецкому тяжелому крейсеру имея на вооружении лишь зенитки. Часть экипажа оказалась в плену, а после освобождения, не смотря на проявленный героизм, попала в лагерь. Только в 1961-ом году выжившие члены экипажа были реабилитированы.

«Адмирал Шпеер» был не более «удачлив», хотя и сумел потопить ледокол «Александр Сибиряков». Однако, ни одного советского конвоя перехватить ему не удалось. В итоге, капитан немецкого судна Вильгельм Меендсен-Болькен решил хоть что-то сделать и направился к порту Диксон. Атака оказалась неудачной. Тяжелый крейсер уже ждали и встретили огнем из всего, что было в наличии. Так и не обнаружив местоположение береговой батареи, «Адмирал Шпеер» обстрелял порт и удалился. Так за всю операцию «Вундерланд» немецкий флот хоть и потопил около 5 кораблей, но даже не приблизился к основной цели – парализации Северного морского пути.

Минная война

Торпеда-мина загружается на подводную лодку U-995.
Торпеда-мина загружается на подводную лодку U-995.

В течение 1943-его года немецкий флот не оставлял попыток нарушить сообщение в Баренцевом и Карском морях, доходили даже до моря Лаптевых. Но теперь, продолжая атаки на суда, основной упор был сделан на минирование в узловых районах – в проливах и на подходах в заливы. Для этой цели командование немецкого флота собрала группу подводных лодок «Дахс», куда, в частности, вошла и U-639. Ей командовал Вальтер Вихманн, и именно ему предстояло установить минные заграждения в Обской губе – «Зеехунд». Выйдя из Тромсё 12 августа 1943-го года, уже 21-ого Вихманн рапортовал о выполнении задачи.

В это время, получив довольно большое количество данных о радиоперехватах немецких субмарин, советское командование отправляет патрулировать акваторию Карского моря советскую подводную лодку С-101 во главе с капитан-лейтенантом Евгением Трофимовым. Это был первый поход Трофимова и так как он не успел сдать зачеты курса торпедных стрельб, его сопровождал прежний командир лодки Павел Егоров. С-101 вышла из Екатерининской гавани 7-го августа, а утром 28-ого акустик сообщил об обнаружении шума винтов. Из-за снежного заряда, противника удалось определить через перископ только со второй попытки - это была та самая U-639 Вальтера Вихманна в надводном положении. Все остальное дело техники. Советские подводники торпедировали ничего не подозревавшую цель, и U-639 ушла на дно вместе со всем своим беспечным экипажем.

С-101 на параде Победы. Северный флот, 15 июля 1945 год.
С-101 на параде Победы. Северный флот, 15 июля 1945 год.

Собранные с поверхности документы не содержали в себе информации о миссии U-639, поэтому тогда никто даже и не предполагал о минировании Обской губы, хотя некоторые источники указывают на нахождение вахтенного журнала с информацией об этом. Если бы это было так, то представляется странным, что командование допустило проход в районе минирования угольной баржи, спасателя «Шквал» и минного заградителя «Мурман» в августе того же 1943-го года (все они благополучно покинули Обскую губу). Лишь в феврале 1946-го года, после получения трофейных немецких документов от англичан, в северной части Обской губы был установлен запретный для плавания район (район №72), а уже в следующем 1947-ом году была осуществлена попытка разминировать акваторию. Увы, ни в 47-ом, ни в последующих годах вплоть до 81-го следов «Зеехунда» обнаружено не было. Район так и оставался закрытым, пока руководство уже современной России не подняло вопрос об освоении арктического шельфа.

А был ли мальчик?

Место затопления U-639 и предполагаемое место минирования.
Место затопления U-639 и предполагаемое место минирования.

Очередная попытка отыскать мины в предполагаемом районе была предпринята Северным флотом в 2011-ом году. Мин тогда так же не нашли. А не могли ли немцы выдать желаемое за действительное? История знает не мало примеров, когда КТВ (отчет о проведенной операции) подгонялся под заявленные цели. И далеко ходить не нужно. В КТВ U-255 об атаке на мыс Желанная указано, что метеопост они всё-таки уничтожили, хотя на деле разгромили жилые бараки. Наши, кстати, так же заявили, что потопили лодку, хотя та ушла, прикрывшись завесой ("Война в Арктике. 1942 год. Операция «Вундерланд»", Афанасьев Александр Владимирович). Чтобы окончательно решить проблему с «Зеехундом» «Ямал СПГ» запросил НИИ военной истории ВАГШ ВС РФ дать ответ, есть там мины вообще или нет? Справка от полковника и военного историка Мирослава Морозова дала однозначный ответ — «Ищите лучше!». И что интересно, уже в 2012-ом мины все-таки нашли и уничтожили. Это открыло для разработки и судоходства огромные площади бассейна Оби и Карского моря. Не мудрено, что за это Владимир Путин наградил новым званием Олега Голубева.

Однако, вопрос остается открытым. А были ли мины? Или для скорейшего снятия запрета нужно было сделать вид бурных поисков и отчитаться о решенной задачи? Может ли быть так, что Вальтер Вихманн в 1943-м сообщил о том, что «поставил» мины, а Олег Голубев в 2012-ом их так же «обезвредил»? Наверное, это уже не так важно...

Читайте так же: Как французы с немцами воевали...