Найти в Дзене
Ветер с Атлантики

Учение, которое не пригодится в жизни: Силы быстрого реагирования НАТОопять тренируются в Прибалтике

В октябре в Литве проходят оба этапа учений НАТО Brilliant Jump («Блестящий прыжок»), в ходе которых проверяется готовность Сил быстрого реагирования альянса к выполнению задач. Звучит здорово, но, мягко говоря, неактуально в нынешних условиях.

Концепция создания Сил быстрого реагирования была одобрена на саммите глав государств НАТО в Праге в ноябре 2002 года. Эти силы создавались для выполнения вполне конкретных задач: для функционирования в кризисных ситуациях, для выполнения миротворческих операций, помощи при стихийных бедствиях, защиты критической инфраструктуры и действий в зоне вооруженного конфликта до прибытия туда более крупных подразделений.

В 2014 году была создана Объединенная оперативная группа повышенной готовности НАТО (Very High Readiness Joint Task Force, VJTF), которая находится в состоянии постоянной боеготовности и может быть переброшена в кризисные районы в течение 48 часов. Решение о необходимости применения этой группы, получившей название «Острие копья», принимает руководство НАТО.

В составе Сил повышенной готовности служат в общей сложности 8 тысяч человек из девяти стран военно-политического блока: Германии, Нидерландов, Норвегии, Франции, Бельгии, Луксембурга, Чехии, Латвии и Литвы.

Очевидно, что поддержание боеготовности этой структуры (обучение, обеспечение) требует огромных затрат – как финансовых, так и временны́х. Однако за все время своего существования VJTF так и не доказала свою незаменимость в составе альянса, а главное – не оправдала всех вложенных в нее средств.

Например, если оценить угрозы, с которыми столкнулась Европа за последние пять лет, то самыми значимыми из них будут терроризм (как следствие неконтролируемого потока мигрантов с Ближнего Востока и из Северной Африки) и пандемия коронавируса.

История взаимоотношений европейцев и штаб-квартиры НАТО по вопросу террористической опасности длинна и печальна: правительства стран Южной Европы уже неоднократно обращались к Брюсселю с просьбой поддержать их усилия по борьбе с этой угрозой, но вся поддержка, которую смогли обеспечить в НАТО, – это слова сопереживания.

Нечто подобное произошло и во время первых месяцев пандемии, ставших наиболее трагическими (причем для тех же самых государств Южной Европы). Более того, руководство альянса выразило явное нежелание помогать Испании бороться с распространением коронавирусной инфекции, поскольку «Мадрид был не очень хорошим союзников в последнее время».

Несмотря на эти очевидные провалы, администрация Североатлантического альянса продолжает излучать уверенность, что европейским союзникам остро необходимо финансово содержать всю эту огромную махину, в которую превратилась Организация Североатлантического договора на восьмом десятке своего существования. Содержать, но ничего не получать взамен.