Найти тему
УралПолит.Ru

Нужен ли трамвай в XXI веке? Пять ответов на самые частые вопросы

Оглавление

В Тюмени к 2040 году могут появиться трамваи. Мы попытались разобраться, зачем Тюмени трамвай, как будет реализована трамвайная революция, сколько будет стоить и по каким улицам пойдет трамвай.

Зачем? Вопрос первый

Власти полагают, что развитие системы общественного транспорта поможет решить проблему пробок в Тюмени.

«Развитие пассажирского транспорта признано в мире первоочередной и наиболее эффективной мерой борьбы с автомобильными заторами. Провозная способность внеуличного транспорта будет примерно вдвое выше для аналогичной автобусной линии. Перераспределение структуры передвижений <...> может решить возникающие проблемы», – считают в департаменте дорожной инфраструктуры администрации Тюмени.

Не стоит забывать и о росте численности населения: Тюмень упорно идет к званию города-миллионника. Власти сделали свой прогноз роста численности населения и пассажиропотока. Согласно данным моделирования транспортного спроса на 2040 год в Тюмени, он составит 14 тыс. 600 пассажиров в максимальный час, что не мало.

Аналогичного мнения придерживаются и урбанисты.

«Тюмени нужен современный электрический общественный транспорт. С одним лишь автобусом Тюмень словно город-инвалид. Тот же трамвай сокращает число пробок, и делает город удобнее и комфортнее – это уже научно доказанный факт», – считает урбанист Антон Несговоров.

По мнению урбанистов, нынешнего транспорта, а именно автобусов, недостаточно.

Почему трамвай? Вопрос второй

Появление в Тюмени трамвайной сети не единственный вариант транспортной реформы. Как оказалось, власти рассматривают и другие варианты, например, метрополитен, монорельсовый транспорт, подвесную канатную дорогу и наземную канатную дорогу. При этом, власти отмечают, что выбор того или иного вида общественного транспорта, а также способа организации его линий на отдельных участках требует детальной проработки и сравнения по технико-экономическим показателям, в том числе с учетом архитектурных особенностей Тюмени.

Однако, по всей вероятности, власти все-таки уже остановили свой выбор именно на трамваях, отметив, что рельсовый транспорт (трамваи) имеет ряд преимуществ перед другими видами. Например, есть возможность отделить транспортные потоки от других, организовав движение по выделенным полосам, а при использовании современных двухсторонних вагонов не требуется выделение большого городского пространства для разворотных колец. Трамваи экологичны, что позволяет их использовать в пешеходных зонах, а также безопасны.

Трамваи - экологичны, безопасны и позволяют разделить транспортные потоки
Трамваи - экологичны, безопасны и позволяют разделить транспортные потоки

Где пойдет трамвай? Вопрос третий

Вопрос – спорный, и мнение урбанистов и властей здесь пока расходятся. Однако, план, где пройдут трамвайные линии все-таки, похоже, есть.

Так урбанисты, например, настаивают, что трамваи нужно пустить по улицам Республики, Ленина, Мельникайте, Профсоюзной, Пермякова и 50 лет Октября.

У властей несколько иные задумки. В департаменте дорожной инфраструктуры сообщили, что линии общественного транспорта свяжут Восточную, Заречную часть города, включая жилой район Мыс, район Дома обороны и район Антипино, через центральную часть города с ориентировочной трассировкой по улицам: Тобольский тракт, Дружбы, Алебашевская, Профсоюзная, Республики, Старый Тобольский тракт (от Антипино), Мориса Тореза, Трактовая, Калинина, Ямская, Камышинская, Герцена, Чернышевского, Широтная, Чаплина, Пермякова.

Так будет выглядеть схема трамвайного движения в Тюмени
Так будет выглядеть схема трамвайного движения в Тюмени

Когда? Вопрос четвертый

По информации властей, проектирование депо и линий общественного транспорта планируется осуществить в период с 2026 по 2040 годы. Точные сроки пока не называются – они будут обозначены исходя из условий финансирования дорожно-транспортной отрасли.

Урбанисты же отмечают, что в целом, при желании запустить трамвайную линию можно за очень короткий срок, например, за два-три года.

Сколько стоит? Вопрос пятый

Тюменские власти пока не спешат с подсчетами: вопрос о финансировании и предполагаемых затратах пока фактически остался без ответа.

«Объем финансирования проекта будет определен по результатам формирования технического задания», – уточнили в профильном департаменте администрации города.

Исходя из практики столиц регионов-соседей – Екатеринбурга и Челябинска (а трамвайная сеть есть только там из всех других столиц регионов УрФО, прим.ред), даже вопрос покупки новых трамваем – недешевое удовольствие. На сегодняшний день трамвайные вагоны производят Усть-Катавский вагоностроительный завод, «Уралтрансмаш» и ПК «Транспортные системы». Согласно данным сайта госзакупок, в том же Челябинске в прошлом году за 10 б/у трамваев «ЧелябГЭТ» готов был заплатить 7 млн рублей. В 2018 году также за 10 трамваев модели 71-605, бывших в использовании, южноуральские власти готовы были заплатить 21 млн. В то же году Екатеринбург готов был потратить на покупку четырех новых вагонов 76,9 млн рублей.

Что касается источников финансирования, то здесь уместно будет напомнить историю со строительством второй ветки метро в том же Екатеринбурге – когда городской и региональный бюджеты такие траты потянуть не могут, а федерация только обещает помочь с финансированием, но воз и ныне там. При том, что тот же городской бюджет у столицы Среднего Урала значительно выше тюменского. Эксперты считают, что в случае, если проект все-таки будет реализован, только о городском бюджете тут говорит вряд ли придется.