Найти тему
ОМ

Самый знаменитый в мире бриллиант

Бриллиант Кох-и-Нур в мальтийском кресте на передней части короны королевы-матери © Getty
Бриллиант Кох-и-Нур в мальтийском кресте на передней части короны королевы-матери © Getty

Кох-и-Нур не самый большой в мире – по размерам он "лишь" 49-ый. Но в «табеле о рангах» бриллиантов Кох-и-Нур, несомненно, первый.

«Тот, кто владеет этим алмазом, будет владеть миром; но также будет знать все его беды. Только Бог или женщина могут носить его безнаказанно »- широко известно проклятие Кох-и-нура. Поэтому-то Виктория пожелала, чтобы бриллиант носила только королева-женщина. Если же главой государства становился мужчина, его носила супруга.

Официальных оценок стоимости культового алмаза нет – за семь столетий его либо дарили, либо похищали или овладевали обманом. Но никогда не продавали. Известно, что когда Надир-шах привез его после индийского вторжения в Персию, одна из жен оценила алмаз так: «Если бы сильный человек бросил четыре камня: один на север, один на юг, один на восток, один на запад, а пятый камень был поднят в воздух, и если бы пространство между ними было заполнено золотом, - оно равнялось по стоимости Кох-и-Нуру».

GETTY IMAGES
GETTY IMAGES

До открытия алмазных рудников в Бразилии в 1725 году все алмазы поступали из Индии (за исключением нескольких кристаллов черного алмаза, найденных на Борнео). Древние индийские алмазы были аллювиальными: их не столько добывали, сколько просеивали и извлекали в виде природных кристаллов из мягких песков и гравия русел древних рек. Первоначально выброшенные первобытными вулканами, они были сметены водой и перенесены по рекам. Большинство таких аллювиальных алмазов представляют собой крошечные природные октаэдрические кристаллы, но очень редко можно было найти алмаз размером с птичье яйцо. Одним из таких был Кох-и-Нур. Невозможно сказать, когда и где он был найден, хотя наиболее вероятным источником является Голконда, - алмазные поля вблизи современного Хайдарабада. Принято считать, что Кох-и-нур нашли в XIII веке в королевстве Какатия - на рудниках Коллур в бассейне реки Кришна ( ныне штат Андхра-Прадеш).

Он стал предметом завоеваний и интриг на протяжении веков, проходя через руки императоров Великих Моголов, иранских воинов, афганских правителей и пенджабских махараджей.

В течение следующих нескольких столетий алмаз поменял немало владельцев. Когда в 1310 году Варангал подвергся нападению войск Алауддина Хилджи под командованием Малика Кафура, Кох-и-нур вместе с другими богатствами был увезен в Дели. Сперва им владели султаны Дели, а затем алмаз попал к Великим Моголам. Позже правитель Шах Джахан вставил Кох-и-нур в свой легендарный Павлиний трон.

Шах Джахан восседает на Павлиньем троне. AKG-IMAGES/PICTURES FROM HISTORY
Шах Джахан восседает на Павлиньем троне. AKG-IMAGES/PICTURES FROM HISTORY

Когда Надир-шах вторгся из Персии в Дели и разграбил казну Великих Моголов в 1739 году, он отобрал Кох-и-нур (вместе с троном) у Мухаммад-шаха. Говорят, что, впервые увидев алмаз, Надир Шах воскликнул: «Кох-и-Нур», что означает «Гора света». Так камень получил свое нынешнее название.

Впрочем, легенда гласит, что когда Надир-шах завоевал Дели, он не нашел Кох-и-нур в сокровищнице, поскольку император Великих Моголов спрятал его в своем тюрбане. Узнав об этом, Надир-шах предложил обмен тюрбанами в качестве жеста доброй воли и, таким образом, обманом заставил императора Великих Моголов расстаться с драгоценностью.

Во времена Великих Моголов гранить алмазы еще не умели, камни были "плоские" с подложкой из фольги
Во времена Великих Моголов гранить алмазы еще не умели, камни были "плоские" с подложкой из фольги

После убийства Надир-шаха в 1747 году алмаз попал в руки его генерала Ахмед Шах Дуррани, которому пришлось бежал из страны. Спустя десятилетия его потомок, шах Шуджа Дуррани, достиг Лахора, где сикхский правитель Махараджа Ранджит Сингх помог тому стать эмиром Афганистана. В обмен на помощь и гостеприимство Шах Шуджа Дуррани подарил Кох-и-нур Ранджиту Сингху в 1813 году.

Впоследствии королевство сикхов было присоединено британцами после победы во Второй сикхской войне над армией преемника Ранджита Сингха. Сын махараджи, 10-летний Далип Сингх, передал победителям алмаз после аннексии Пенджаба Ост-Индской компанией. В 1849 году был провозглашен Лахорский договор, один из пунктов которого гласил, что:

Драгоценный камень под названием Кох-и-нур, который был взят у шаха Шуджа-уль-Малик Махараджей Ранджитом Сингхом, должен быть передан махараджей Лахора королеве Англии.

Алмаз отправился в метрополию на паровом шлюпе «Медея». Несмотря на эпидемию холеры и шторма, обрушившиеся на пассажиров и команду, Кох-и-Нур благополучно прибыл в Англию.

Королева Виктория носила бриллиант  не в короне, а в виде броши на платье.  ROYAL COLLECTION TRUST/BRIDGEMAN IMAGES
Королева Виктория носила бриллиант не в короне, а в виде броши на платье. ROYAL COLLECTION TRUST/BRIDGEMAN IMAGES

В 1850 году Кохинор был передан Виктории на грандиозной церемонии. Королева Виктория в 1851 году продемонстрировала легендарный бриллиант на «Великой выставке промышленных предприятий всех наций», в которой приняли участие 25 стран. Длинные очереди, около трех миллионов человек, - 10 процентов всего населения Британии, - змеились через Хрустальный дворец, чтобы увидеть знаменитый трофей, предусмотрительно запертый в стеклянный сейф, находящийся в металлической клетке. Кох-и-Нур незамедлительно стал не только самым знаменитым алмазом в мире, но и самым известным предметом добычи из Индии, символом имперского господства викторианской Британии над миром.

Газета Times писала: «Кох-и-Нур в настоящее время определенно является львом выставки». После смерти Виктории Кох-и-нур вставили в корону ее невестки, королевы Александры, жены Эдуарда VII. В 1911 году, когда Георг V стал королем, алмаз переместился в корону королевы Марии, а в 1937 году - корону королевы-матери (матери нынешней королевы Елизаветы II), когда был коронован Георг VI.

Во время Второй мировой войны драгоценности короны были спрятаны в тайном месте. Позже выяснилось, что бриллиант был помещен Георгом VI в озере недалеко от Виндзорского замка. Единственными людьми, которые знали об этом, были сам король и его библиотекарь Оуэн Морсхед.

-6

С 1947 года Индия, получившая независимость, предпринимала несколько попыток вернуть бесценное сокровище. Но первое заявление с претензией на бриллиант было сделано Зульфикаром Али Бхутто, премьер-министром Пакистана в августе 1976 года. Накануне празднования Дня независимости Пакистана Бхутто написал Джеймсу Каллагану, премьер-министру Великобритании, и потребовал возвращение драгоценного камня. В своем письме пакистанский премьер осудил исчезновение «уникальных сокровищ, которые являются плотью и кровью наследия Пакистана». Возвращение Кох-и-Нур в Пакистан «станет убедительной демонстрацией духа, который побудил Британию добровольно избавиться от имперских препятствий и возглавить процесс деколонизации». Бхутто добавил, что репатриация алмаза «будет символом нового международного капитала, разительно отличающегося от цепкого, узурпаторского характера прежних времен». Стоит ли сомневаться, что с берегов туманного Альбиона последовал вежливый отказ.

Последний раз Кох-и- Нур публично выставляли на гробу королевы-матери, на ее похоронах в 2002 году.  Getty Images
Последний раз Кох-и- Нур публично выставляли на гробу королевы-матери, на ее похоронах в 2002 году. Getty Images

Правительства Индии, Пакистана, Ирана и Афганистана регулярно заявляют свои права собственности на Кох-и-нур. Но на все претензии британцы придерживаются единого ответа, выраженного в заявлении бывшего премьер-министра Британии Дэвида Кэмерона, сделанного во время визита в Индию десять лет назад: «Сказав« да », мы бы внезапно обнаружили, что Британский музей стал пуст. Придется ответить, что бриллиант останется на месте». История Кох-и-нур поднимает не только важные исторические вопросы, но и современные, являясь во многих смыслах пробным камнем отношения к колониализму и ставя вопрос: как правильно реагировать на имперские грабежи? Следует ли пытаться исправить ошибки прошлого? И эти вопросы имеют отношение не только Англии.

В настоящее время Кох-и-нур находится в Ювелирном доме лондонского Тауэра. Этот бесцветный бриллиант, расположенный на фоне пурпурного бархата, весит 108,93 карата - размером с мяч для пинг-понга. Когда он прибыл в Великобританию, то был намного больше - 190,3 карата. Но желтые пятна пробивались сквозь плоскость в центре камня и мешали преломлять свет. Потому по заказу принца Альберта, мужа королевы Виктории, его уменьшили и переогранили. Последний раз Кох-и- Нур публично выставляли на гробу королевы-матери, на ее похоронах в 2002 году.

Больше про Азию читайте в моей книге "Пыль цвета карри"