Падение российской экономики по итогам текущего года превысит 5%, а в 2022‒2023 годах темпы роста не превысят 2,5%. Такой прогноз высказал глава Счетной палаты Алексей Кудрин.
В то же время ранее Минэкономразвития подготовило прогноз, согласно которому в 2020 году ВВП России сократится лишь на 3,9%, однако уже в 2021-м вырастет на 3,3%, в 2022 — на 3,4%, а в 2023-м — не менее чем на 3%.
«На мой взгляд, правительство слишком оптимистично оценивает ближайшие перспективы. Оно считает, что после падения этого года экономический рост в 2021-м составит более 3%. Но в прогноз не заложена вторая волна COVID-19, которая, увы, уже началась. Высока вероятность, что и этот год будет закрыт с более низкими показателями, и в первом квартале 2021-го экономике России придется столкнуться с определенными трудностями. ВВП может снизиться сильнее», — заявил Алексей Кудрин ТАСС.
По мнению главы Счетной палаты, в 2022 и 2023 годах также не стоит ждать выхода экономики на цифру роста более 2,5%. Он полагает, «чтобы экономика поднималась быстрее, должно быть другое соотношение факторов, того, что называют структурными сдвигами».
Не исключил Алексей Кудрин и того, что потери для малого и среднего бизнеса от ограничений будут сильнее, чем предполагало правительство.
«Полагаю, мы еще не досчитали последствия по малому и среднему бизнесу. Вероятно, потери будут выше, чем оценивает правительство», — сказал он.
В средствах массовой информации главу Счетной палаты нередко называют «пессимист всея Руси», действительно, нередко его прогнозы выглядят не такими эффективными, как бодрые оценки властей.
«По статистике, общество считает пессимистичные прогнозы более объективными, нежели позитивные. Но, с другой стороны, у Кудрина есть все основания предполагать дальнейший спад в экономике России. И эту точку зрения касательно развивающихся рынков разделяют высокопоставленные экономисты мирового масштаба, как, например, Нуриэль Рубини [американский экономист, профессор экономики Нью-Йоркского университета. — «Фингазета»]», — указывает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Илья Запорожский.
Вот и главный аналитик компании «ТелеТрейд» Марк Гойхман отмечает, что в настоящее время хоть и в меньшей степени, чем в первом полугодии, но все-таки сохраняются негативные факторы, воздействующие на темпы роста отечественной экономики. Это и снижение цен и объемов экспорта энергоносителей, последствия искусственной приостановки работы целых отраслей, падение реальных доходов населения как драйвер внутреннего спроса. И на все на это накладывается вторая волна коронавируса.
«Но даже без второй волны прогнозы сокращения ВВП России в 2020 году от международных организаций выглядят даже пессимистичнее, чем у Алексея Кудрина. Так, оценка Международного валютного фонда (МВФ) — 6,6%, Всемирного банка — 6%. Так что Кудрин в этих условиях является даже оптимистом, а не “пессимистом всея Руси”»
Он считает, что даже если в нашей стране в рамках второй волны пандемии не будет масштабных карантинных мер, таких как минувшей весной, тем не менее сокращаются темпы восстановления деловой активности. Более осторожны и люди на передвижения и траты, что уменьшает потребительский и инвестиционный спрос, необходимый для восстановления экономики.
«Восстановление экономики в любом случае обещает быть медленным. В лучшем случае оно начнется в 2021 году, а к уровню 2019-го ВВП может вернуться не ранее 2022‒2023 годов. Потому-то прогноз Минэкономразвития по росту ВВП в 2021 и 2022 годах на 3,3% и 3,4% соответственно справедливо критикуется Алексеем Кудриным. Такие темпы роста надо еще “заработать”», — утверждает он.
В свою очередь, Илья Запорожский обращает внимание на то, что рынок России зависит не только от внутренних рисков, но и от общеэкономических.
«Слабостями [российской экономики] остаются низкая отраслевая диверсификация и уязвимость к оттоку иностранного капитала. Международная ситуация снижает общее потребление энергоресурсов и промышленного сырья, по нефти ожидается умеренно негативная динамика до конца года в связи с понижением прогнозов по мировому спросу ОПЕК, снижения импорта в Азии. Кроме того, Россия до сих пор под угрозой новых санкций и ужесточения западной риторики после возможной победы Байдена и демократов на выборах в США. Цикл снижения ставки Центробанка подходит к концу, а стимулы ускорения роста финансового сектора ослабевают»
Основываясь на этом, эксперт Академии управления финансами и инвестициями считает прогноз Алексея Кудрина более объективным, нежели оценку Минэкономразвития: «Быстрое избавление от давления пандемии маловероятно, как и быстрое восстановление нефтяных цен, отечественной валюты и доходов россиян».
И главный аналитик «ТелеТрейд» с коллегой согласен, отмечая, что факторы роста в настоящее время достаточно слабы.
«Цены углеводородов останутся в подавленном состоянии в перспективе ближайших месяцев из-за объективного снижения спроса. Доходы населения и бизнеса как стимул покупок и роста производства не имеют сильных драйверов для повышения. Государство могло бы целенаправленно воздействовать на платежеспособный спрос, направляя на стимулирование средства из резервов для поддержки людей и компаний. Но даже в самой острой фазе пандемии такие меры были недостаточны и малы по масштабам. Тем более нельзя ожидать этого сейчас, в более сглаженной ситуации», — указывает Марк Гойхман.