Когда человек оказывается в экстремальной ситуации, то готов хвататься за любую соломинку – лишь бы выбраться. Позже оказывается, что бед от соломинки больше, чем от любого форс-мажора. Так случилось с кредитными каникулами: люди бросились оформлять отсрочку, не вчитываясь в условия. В итоге аннулировали 29 тыс. заявок, а некоторым «счастливчикам» придётся погашать просрочки и штрафы.
Не рассчитали
В первые недели действия ФЗ−106, регулирующего «коронавирусные» кредитные каникулы, люди обращались в банки даже по телефону. Экстренно потребовать отсрочку мог любой заёмщик, потерявший более 30% дохода. Но многие ошиблись, подсчитывая потери: в среднемесячном доходе не учитываются четыре месяца с максимальными и минимальными выплатами за прошлый год. И процент выпавших доходов, конечно, получился больше, чем при нормативном подсчёте.
Например, работник получает оклад 30 тыс. рублей. Два раза за прошлый год ему назначили премию 5 тыс. рублей, а в другие два месяца сотрудник получил неполный оклад — 20 тыс. рублей, потому что был на больничном. Потерю дохода будут считать по месяцам, когда работник получал только окладную часть — 30 тыс. рублей. Средний доход нужно посчитать так: (8 месяцев * 30 тыс. рублей) / 12 месяцев = 20 тыс. рублей. Кредитные каникулы оформят, если доходы работника упали до 14 тыс. рублей в месяц.
Если суммировать доход по всем месяцам, без учёта максимальной и минимальной зарплаты, получится 29 166 рублей. Работник считает, что имеет право на каникулы, если его доход упадёт до 20 416 рублей. Но на деле — не так.
Банки посчитали по нормативной формуле – цифры заёмщика и кредитора не сошлись. В итоге финансовые организации аннулировали кредитные каникулы обратившихся. Более того, кредиторы потребовали у заёмщиков пропущенные платежи, начислили штрафы и неустойки.
Об этом «Российской газете» рассказал глава службы по защите прав потребителей и обеспечения доступности банковских услуг Михаил Мамута:
Если вспомнить, как в апреле брали каникулы – в условиях значительной неопределенности, часто по телефону, то появления таких ситуаций, к сожалению, нельзя было избежать
«Опоздуны» и «молчуны»
Другая причина отказа в отсрочках – документы о сокращении дохода. Вернее, их отсутствие. Заёмщику даётся 90 дней, чтобы собрать и принести кредитору справки. Если случился форс-мажор и это можно подтвердить – получаешь ещё 30 дней. Человеку, который не уложился в срок, каникулы аннулируют.
По нашей рекомендации банки стараются дозвониться, достучаться до каждого заемщика, чтобы люди поняли, какие документы от них ждут. Кроме того, если у заемщика в этом же банке была зарплатная карта, банк может сам проверить снижение его дохода. Если бы не эти меры, аннулированных каникул могло быть значительно больше, – рассказал Мамута
Есть особая категория клиентов, которых банкиры называют «молчунами». С ними невозможно работать: человек подал заявление на кредитные каникулы, получил отсрочку и… пропал. На звонки, смс и письма не отвечает. Документов нет, клиента – тоже нет. По словам Мамуты, на «молчунов» приходится 10% аннулированных заявок по каникулам.
На 7 октября банки отказали 29 тыс. «каникулярных» заявителей, общий долг которых составил около 10 млрд рублей. Большинство перевели на внутренние программы реструктуризации, другие вернулись к прежним выплатам по кредиту. За весь срок действия ФЗ−106 заявки на каникулы подали 388,1 тыс. граждан. В Центробанке считают, что 80% получивших отсрочку смогут обслуживать кредит по старому графику, когда каникулы кончатся.