Памятник находится в посёлке Воротынск, Бабынинского района, Калужской области на улице Железнодорожной.
Таблички на памятнике.
С правой стороны: ГЕРОИЧЕСКИМ ПЕРВОПРОХОДЦАМ ОТ БЛАГОДАРНЫХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ
С передней стороны: СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ СЛАВА
Рядом с посёлком Воротынск расположен бывший военный аэродром "Орешково".
Лётное поле находится в 500 метрах позади памятника.
Из истории посёлка:
В 30-е гг. был оборудован аэродром и создан аэроклуб. Поселок Воротынск на протяжении десятков лет связан с авиацией. И далеко не каждый знает, что история нашего поселка тесно связана с именами таких выдающихся лётчиков, как Валентина Гризодубова, Иван Кожедуб, что здесь бывал Юрий Гагарин, Б.Н.Ельцин. Даже улицы посёлка носят имена лётчиков-героев: Л.Л. Шестакова, Н.Г. Щербина, Б.А. Образцова.
В довоенное время на аэродроме Орешково базировался учебный отряд ОСОВИАХИМ.
В годы войны, с марта 1942 года, здесь размещались бомбардировщики. Полками командовала знаменитая советская летчица, Герой Советского Союза, подполковник Валентина Степановна Гризодубова.
В 1953 году в Орешково передислоцировали два полка истребителей авиационной дивизии под командованием трижды Героя Советского Союза Ивана Никитовича Кожедуба. В 1960 году на базе аэродрома была организована Калужская учебно-авиационная организация. В 1961 году – база по переподготовке кадров для реактивных самолетов УТИ МИГ – 15 и МИГ – 15 – бис. С 1969 года на вооружение поступают самолёты МИГ-17. Этот самолёт установлен на постаменте около воинской части.
13 июня 1961 года в Калугу приезжал Ю.А. Гагарин. Самолёт из Москвы приземлился в Воротынске на аэродроме Орешково. Аэродром в те годы был военным, и его упоминание в прессе тогда было запрещено. Во время этого прилета произошла встреча первого космонавта Земли с Борисом Фёдоровичем Вдовиным, жителем Воротынска. Он был инструктором Гагарина во время его службы на Севере.
С 1992 года на аэродром был перебазирован вертолетный полк из Германии.
Вертолётный полк был расформирован в 2010 году.
После этого аэродром был частично разворован, сожжен и разрушен мародёрами.
В конце 2015 года аэродром снова обрел надёжного хозяина. Сюда пришла команда единомышленников, отдающих большую часть своей жизни развитию российской малой авиации – авиационно-спортивный клуб РОО «Альбатрос-Аэро».
Благодаря поддержке Губернатора Калужской области, главы Бабынинского района и простых жителей Воротынска и Калуги, на базе аэродрома «Орешково» создается центр малой авиации. Соответствующее соглашение было заключено в апреле 2017 года.
Уже сейчас на аэродроме формируется музейный комплекс. Здесь, в Орешково, базируется Калужская пилотажная группа "Реакторы". Единственная в России частная пилотажная группа на реактивных самолётах. И конечно же у нас живет всемирно известный авиа-медведь Мансур, давно уже ставший для многих символом дружбы, мира и добра. Вместе со своей командой волонтёров он сделал то, что не удавалось другим - смог разжечь сердца тысячам людей, показав нам, что мы способны любить, дружить и бескорыстно помогать друг другу.
(facebook.com: Аэродром "Орешково")
Из истории создания МиГ-17:
Приказом МАП N851 от 1 сентября 1951 г. предписывалось начать производство МиГ-17 на пяти заводах: в Куйбышеве, Тбилиси, Горьком, Новосибирске и Комсомольске на Амуре.
В ходе производства конструкция истребителя дорабатывалась.
Так, серийные МиГ-17 получили возможность нести на замках Д4-50 вместо ПТБ две бомбы по 50 или 100 кг.
Лампу-фару вынесли из воздухозаборника под крыло.
Топливную систему улучшили за счет герметизации предохранительных клапанов в магистрали наддува подвесных баков.
В 1952 г. ОКБ-155 провело исследования по определению оптимальных формы и площади тормозных щитков.
С конца 1953 г. стали устанавливать катапультные кресла со шторкой, что позволило расширить допустимый диапазон скоростей аварийного покидания самолета.
Был изменен переплет сдвижной части фонаря, что значительно улучшило обзор задней полусферы.
Позднее на серийных самолетах появились перископы.
Вооружение включало одну 37-мм пушку Н-37Д (ОКБ-16МВ) и две 23-мм пушки НР-23, размещенные на одном лафете сварной конструкции.
Для удобства обслуживания лафет опускался вниз на тросах вращением рукоятки.
Боезапас пушки Н-37Д-40 патронов, а НР-23 - по 80 патронов на ствол.
У пилота имелся прицел АСП-ЗН, позже АСП-3НМ. Часть машин оснащалась радиодальномерами СРД-1М.
Для контроля результатов стрельбы и учебных целей на МиГ-17 монтировался фотокинопулемет С-13.
Хвостовая часть фюзеляжа.
По бокам установлены открывающиеся вперед тормозные щитки с углом отклонения 55 град.
Под хвостовой частью фюзеляжа находится небольшой фальшкиль для увеличения запаса путевой устойчивости.
Топливо находилось в фюзеляже и крыле.
Под крылом могли подвешиваться сбрасываемые баки емкостью по 400 л каждый.
Допускалась подвеска вместо баков двух бомб калибра 50, 100 или 250 кг на держателях Д-4-50 под крылом.
В целом, памятник производит хорошее впечатление, а то что у старого, заброшенного аэродрома появился новый хозяин не может не радовать.