6,6K подписчиков

Самые приятные звуки для музыканта

368 прочитали

Даже звуками это назвать нельзя - шум, да и только. Но как ласкает этот шум ухо любого музыканта!

Даже звуками это назвать нельзя - шум, да и только. Но как ласкает этот шум ухо любого музыканта!

Нет, вы только послушайте.

Ладно, это была шутка.

Расскажу немного об аплодисментах. Традиция награждать музыканта ударами ладоней уходит в далёкое прошлое. Само слово "аплодисменты" происходит от латинского глагола "plaudare" - "хлопать в ладоши".

На концертах классической музыки, оперных и балетных постановках аплодисменты начинают звучать ещё до начала выступления. Есть особый шик первым увидеть выходящего дирижёра и начать ему аплодировать.

Лайфхак № 1. Чтобы всегда побеждать в этом увлекательном соревновании необходимо постоянное наблюдение за левой стороной оркестра, там где сидят первые скрипки. Именно оттуда чаще всего выходит дирижёр (красная стрелка на диаграмме).

Даже звуками это назвать нельзя - шум, да и только. Но как ласкает этот шум ухо любого музыканта!-2

У меня был случай, когда особо нетерпеливые зрители начали хлопать во время вступительного слова одного очень известного музыковеда. Но это были не аплодисменты одобрения, а некая форма обструкции, типа "убирайся вон, нам надоели твои небылицы". Действительно, преамбула была несколько затянута, но оно того стоило - на самом деле интересные вещи рассказывал человек.

Если вы не слишком в теме и не знаете, что академическое сочинение может состоять их нескольких частей, которые исполняются с перерывами, то вы можете попробовать вызвать раздражение "просвещённой" публики: от гневных испепеляющих взглядов до злобного змеиного шипения. Для этого надо начать хлопать между частями. Гарантированно вы не останетесь в одиночестве, вашу инициативу одобрят в разных концах зала, а "настоящих" любителей классики это приведёт в бешенство.

Лайфхак № 2. Публикую наглядное пособие-памятку. Зная её, вы можете сойти за подлинного любителя классической музыки. Добро пожаловать в клуб.

Даже звуками это назвать нельзя - шум, да и только. Но как ласкает этот шум ухо любого музыканта!-3

На оперных и балетных спектаклях публика более раскованна и не ждёт финала, чтобы похлопать. Очень часто зал взрывается овациями после особенно удачной арии или танца. Например, знаменитый дуэт Виолетты и Альфреда из первого акта оперы Джузеппе Верди "Травиата".

Поют Анна Нетребко и Роландо Виллазон, аплодируют зрители Зальцбургского фестиваля 2005 года.

Апофеозом почитания становятся финальные аплодисменты. Чем больше пришлось по вкусу исполнение, тем дольше ликует публика. Говорят, что рекорд по продолжительности оваций был поставлен 24 февраля 1988 года в Берлине. Зрители больше часа не отпускали со сцены тенора Лучано Паваротти, так им понравилась его исполнение партии Неморино в опере "Любовный напиток" Гаэтано Доницетти.

Каждый музыкант надеется на неоднократные финальные "вызовы" и продолжительные аплодисменты. Пока они не утихают необходимо вновь и вновь выходить на поклон. Это показатель его успешности.

Кроме хлопков зрители часто кричат "Браво" и "Бис", а также топают ногами. Британский скрипач и дирижёр Даниэл Хоуп отмечает:

каким бы уставшим ни чувствовал себя сразу после выступления, крики "браво" слышишь всегда, как и другие знаки одобрения. Наступает лёгкая эйфория, и тогда надо быть настороже, чтобы не впасть в головокружение от успеха.

Посмотрите как принимает зал искромётную Анну Нетребко в арии Джудитты из оперетты Франца Легара.

Когда овации немного стихают оркестр может сыграть на "бис" (по латински "bis" - "дважды"). В прошлые годы оркестр повторял уже прозвучавшую музыку. Не могу вспомнить название симфонии, которую на премьере сыграли "на бис" полностью. Или это был концерт? Не помню.

"Бисы" сегодняшних концертов, конечно, готовятся заранее. Как правило, это яркая короткая пьеса, как вишенка на торт. Например, "Марш Радецкого" Иоганна Штрауса-отца.

Даниэль Баренбойм зажигает. Аплодисменты становятся частью выступления.

На этом можно и закончить. Напоследок хочу порекомендовать вам отличную книгу Дэниэла Хоупа "Когда можно аплодировать? Путеводитель для любителей классической музыки". Именно она вдохновила меня на написание этой статьи. Лёгкое и предельно доступное изложение, помогающее неофиту погрузиться в глубины академической музыки.

Даже звуками это назвать нельзя - шум, да и только. Но как ласкает этот шум ухо любого музыканта!-4

Для полного погружения в пучину Океана между Нот вам понадобится полный каталог статей, нарративов и видео.

Вместо традиционной несмешной байки процитирую дирижёра Леопольда Стоковского:

Самые опасные критики - те, которые хорошо пишут и при этом ничего не смыслят в музыке.