Некоторые практические вопросы по поводу подпора в тамбур-шлюзы представлены в "Практических рекомендациях по проектированию систем пожарной безопасности. Часть 4. 2013 г."
Ниже мы подробно поговорим об особенностях применения систем подпора в тамбур-шлюзы для компенсирующей подачи наружного воздуха в защищаемые вытяжной противодымной вентиляцией помещения для хранения автомобилей подземных автостоянок.
Речь будет идти о тамбур-шлюзах, расположенных между лифтовыми холлами и помещением хранения автомобилей подземных автостоянок (выделены красным):
Применение тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре для компенсирующей подачи воздуха регламентируется п. 8.8 [1]:
Компенсирующая подача наружного воздуха приточной противодымной вентиляцией с механическим побуждением может быть предусмотрена автономными системами или с использованием систем подачи воздуха в тамбур-шлюзы или лифтовые шахты. При этом в ограждениях тамбур-шлюзов или лифтовых шахт, к которым непосредственно примыкают защищаемые помещения, должны предусматриваться специально выполненные проемы с установленными в них противопожарными нормально-закрытыми клапанами и регулируемыми жалюзийными решетками. Двери тамбур-шлюзов должны быть сблокированы с приводами клапанов в цикле противохода. Допускается применение клапанов избыточного давления в противопожарном исполнении с требуемыми пределами огнестойкости.
Варианты исполнения этого решения можно найти в [2]:
Примечание:
В соответствии с п. 7.17д [1]:
Противопожарные клапаны не следует устанавливать для систем, обслуживающих один тамбур-шлюз.
Из двух схем, представленных на Рис. 2 рекомендуем к применению схему "а", т.к. она более простая.
При применении схемы "б" необходимо учитывать следующие моменты.
- При сопротивлении ∆P>150 Па на участке 1-2 (при открытой двери тамбур-шлюза) чрез КИД будет сбрасываться часть расхода воздуха, что приведет к уменьшению подачи воздуха непосредственно в тамбур-шлюз и, соответственно, невыполнению требований по скорости истечения воздуха через открытую дверь тамбур-шлюза;
- При сопротивлении ∆P>150 Па на участке 1-3 (при открытом КИД соответственно) в защищаемом тамбур-шлюзе избыточное давление (при закрытой двери тамбур-шлюза) превысит нормируемое значение.
Требования к противодымной вентиляции тамбур-шлюзов смотри в статье "Подача воздуха в тамбур-шлюзы".
Также в [2] представлено изображение с устройством подачи воздуха на компенсацию с уменьшением скорости подачи воздуха (замечание на рисунке сделано нами):
С требованиями к устройствам подачи наружного воздуха для возмещения объемов удаляемых продуктов горения можно ознакомиться в статье "Размещение дымоприемных и воздухоприточных устройств систем ПДВ в подземных автостоянках".
Разберем некоторые вопросы, касательно данного решения:
Обязательно ли устройство "форкамеры" после КИД?
Да, т.к. скорость воздуха при выходе из КИД варьируется в пределах 3...15 м/с, что является нарушением п. 6.3.2 [3].
Есть ли рекомендации по размещению КИД в "форкамере"?
При выходе из КИД струя воздуха еще какое-то расстояние будет иметь скорость 3...15 м/с. Если КИД расположен напротив сетки/решетки "форкамеры" (как на рис. 4), то скорость струи просто не успеет уменьшиться до нормируемой.
При установке КИД в верхней зоне, воздушная струя после удара о глухую часть "форкамеры" более равномерно распределится по ней. В таком случает скорость воздуха на выходе из "форкамеры" будет нормируемой.
Расчетная часть
За основу возьмем расчет подземной автостоянки от Колчева Б.Б.
Произведем расчет расхода воздуха, необходимого для компенсации удаляемых продуктов горения. Расчет осуществляется по [4]. Выполнить онлайн расчет можно здесь.
Примечание:
При определении коэффициента дисбаланса необходимо учитывать п. 7.4 [1]:
При совместном действии систем приточной и вытяжной противодымной вентиляции отрицательный дисбаланс в защищаемом помещении допускается не более 30%. При этом перепад давления на закрытых дверях эвакуационных выходов не должен превышать 150 Па. Положительный дисбаланс не допускается.
Расчет подачи в тамбур-шлюз возьмем из статьи "Подача воздуха в тамбур-шлюзы".
Вариант 1
Представим, что в подземной автостоянке предусмотрены два лифта с режимом "перевозка пожарных подразделений". При выходах из лифтов в помещение хранения автомобилей предусмотрены парно-последовательно расположенные тамбур-шлюзы. Соответственно, два тамбур-шлюза (см. Рис. 1) мы можем использовать для компенсации.
Получаем следующее:
Для компенсации удаляемых продуктов горения нам необходимо подавать 7,55 - 9,817 кг/с (19100 - 24900 м3/ч) воздуха. Тамбур-шлюзы (2 шт.), при использовании их для компенсирующей подачи воздуха, дают 2х3,16 кг/с = 6,32 кг/с (2х8050 м3/ч = 16100 м3/ч). Не хватает! Нарушается п. 7.4 [1].
Что можно предпринять в данной ситуации?
1) Добавить систему на недостающий расход: от 7,55-6,32 кг/с до 9,817-6,32 кг/с = от 1,23 кг/с до 3,497 кг/с (от 3000 м3/ч до 8800 м3/ч);
2) Увеличить расход воздуха, подаваемый в тамбур-шлюзы. Требованиям это не противоречит, т.к. нормируется лишь нижний предел скорости истечения воздуха через открытый дверной проем (не менее 1,3 м/с по п. 7.15в [1]):
Подавать в каждый тамбур-шлюз от 7,55/2 кг/с до 9,817/2 кг/с = 3,78 ... 4,908 кг/с (от 9550 м3/ч до 12450 м3/ч).
Вариант 2
А теперь предположим, что в подземной автостоянке расположено уже четыре таких тамбур-шлюза (как на Рис. 1).
Получаем следующее:
Все четыре тамбур-шлюза использовать для компенсации нельзя, т.к. тогда мы нарушим п. 7.4 [1]:
4х3,16 кг/с = 12,64 кг/с при норме 7,55 - 9,817 кг/с. Перебор!
Что можно предпринять в данной ситуации?
В данном случае наиболее оптимальным решением будет использование только трех тамбур-шлюзов для компенсирующей подачи воздуха (к примеру, по схеме "а" на Рис. 2):
3х3,16 кг/с = 9,48 кг/с при норме 7,55 - 9,817 кг/с. Отлично!
А для четвертого тамбур-шлюза можно применить одно из решений, представленных в статье "Подача воздуха в тамбур-шлюзы", допустим следующее:
Библиография
[1] СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности (с Изменениями N 1, 2)"
[2] Методические рекомендации по проектированию инженерных систем стоянок автомобилей Внимание! [2] содержит нарушения требований нормативных документов!
[3] СП 154.13130.2013 "Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности"
[4] МД.137-13 "Расчетное определение основных параметров противодымной вентиляции зданий: Метод. рекомендации. М., ВНИИПО"
20.10.2020
Благодарим за внимание!
Подписывайтесь на нас в Telegram!