Утренний ритуал просмотра соцсетей для собачника – как виртуальная прогулка во дворе со своим любимцем. Мелькают знакомые собачьи морды, хозяева делятся впечатлениями, радостями и заботами. В общем, даже рискуя куда-то опоздать, я все-таки суну нос в телефон, чтобы вдохновиться всем этим.
Как-то я увидела знакомое имя и фотографию, которая заставила меня застыть с чашкой в руке. Эта фотография ничем не отличалась от половины похожих сюжетов в моей "собачьей" ленте. На фото была белая овчарка, улыбавшаяся в объектив веселым увеличенным приближением носом. Подпись к комментарию была: "Ведь есть же люди без собак… Как они живут?". Но поразило меня не смешное фото и не комментарий, а то, что автором этого утреннего поста была одна из моих самых проблемных учениц.
Марина пришла в мою «Школу для щенков и их владельцев» со своим пятимесячным Амуром. Марина была опытным собачником: до Амура у нее были собаки других пород, причем очень серьезных. И, в отличие от многих, Марина пришла с уже готовой проблемой.
"С порога" она представила питомца как "это трусливая овчарка Амур". Потом уже представилась сама.
С первого взгляда щенок не казался пугливым. Но он был каким-то растерянным. Когда начинались упражнения - все было отлично. У них все получалось. У Марины была явно опытная рука, они справлялись с щенячьими снарядами, она вовремя давала ему лакомство, поощряя. Но не хвалила его.
А хвалить - это была задача номер один. Я вбивала голосовое поощрение, как навык, каждому владельцу. Собаке это необходимо, чтобы знать, что она сделала правильно, и ей довольны. Но даже, когда Амур все делал идеально, и я говорила: "Хвали! Смотри, какой он молодец!". Марина начинала спорить, доказывая, что не такой уж он молодец и вообще всего боится, в отличие от ее предыдущих собак.
И все-таки прогресс был. Я видела, какое удовольствие от занятий получают все хозяева. Они становились увереннее и радовались каждому новому шагу в дрессировке. Все, кроме Марины. Я не могла понять - что происходит в ее голове. Амур выполнял все упражнения отлично. Но я не могла распознать ее вовлеченности. Я успокаивала себя только тем, что раз они ходят на занятия, значит, все-таки она видит улучшения, которые мне были очевидны. Но неуверенность Амура при общении с людьми не проходила. Он выполнял все команды и трюки, но стоило кому-то из людей к нему подойти, он старался избежать контакта, прячась за хозяйку.
И однажды я поняла причину.
Шел второй месяц занятий. Щенки начали входить в возраст, в котором детское развеселое любопытство сменяется подростковой неуверенностью. Это возраст, в котором щенок - подросток в природе должен научиться принимать решения: идти на контакт или избежать общения. Как раз для этого есть упражнение «Встреча с незнакомцем».
Я выбрала для упражнения папу одной из учениц, который полностью подходит по моим критериям на роль "знакомого незнакомца". Щенки его уже видели - он иногда сидел на занятиях в ожидании дочери - но не общались с ним активно. Собаки нашей породы – пастухи, в них заложено недоверчивое отношение к незнакомым людям, но без страха и агрессии. И самое важное - научить владельца своим поведением показать собаке, что все в порядке, это "свой". И я очень подробно им объяснила правила нашей театральной постановки.
Скучавший на лавочке папа по имени Семен оживился и принял игру с рвением новобранца. Я, как заправский режиссер, размахивала руками и изображала нужную сцену в лицах.
«Незнакомец» уверенным шагом идет навстречу человеку с собакой, останавливается в трех метрах и здоровается. Затем «незнакомец» и владелец с собакой на поводке в положении «рядом» подходят ближе, смотрят друг другу в глаза и декламируют каждый по строчке стихотворение «Мороз и солнце, день чудесный». На щенка при этом ни тот, ни другой не обращают внимания.
Поведение собак при этом укладывается в три сценария. Щенок может сам побежать знакомиться, опережая хозяина. Задача «незнакомца» - погладить собаку и продолжить разговор. Когда щенок спокойно усядется, надо попрощаться и разойтись.
Второй вариант: щенок, видя чужого, начинает лаять или напряженно забегать то вперед, то назад. Люди спокойно пожимают друг другу руки и продолжают читать стихи. На щенка они не смотрят, пока он сам не проявит интерес и не начнет обнюхивать «незнакомца». Тогда хозяйка дает чужаку в руку лакомство, тот садится на корточки, протягивает щенку лакомство одной рукой, а второй его гладит по плечу и спинке.
Третий сценарий – если щенок сразу прячется за хозяйской спиной (Марина тут шумно вздохнула), нужно первой протянуть руку незнакомцу, дать ему лакомство для собаки и заговорить, а собаку не дергать и не обращать на нее внимания. Когда щенок сам потянется к незнакомцу, тот показывает ладонь, дает обнюхать, угощает. Затем хозяйка хвалит собаку.
Дамы немного волновались, но все шло отлично. Мешало то, что и Семен, и хозяйки постоянно пялились на щенков, а задача была смотреть друг на друга. Это была как бы проекция поведения в дикой стае. В незнакомой ситуации щенок при встрече с незнакомцем ориентируется на поведение матери. Прямое внимание незнакомого объекта к щенку - это сигнал опасности. Но если "мать" спокойна и общается с незнакомцем, да еще лакомство маячит, то все будет отлично.
И вот дошла очередь до Марины с Амуром. Семен шел как заправский актер, улыбаясь и приветствуя Марину. Она напряженно уперлась взглядом в Амура, вытягивая его поводком перед собой, как бы пытаясь собакой отгородить себя от приближающегося Семена. Амур не прятался, он просто не понимал, что от него хотят.
Наконец, они встали вплотную. Драматизм достиг накала, я не выдержала и нараспев подсказала: "Смотрим друг на друга, здравствуй, Семен!". Марина, продолжая крутить туда-сюда Амура, нервно хихикнула и с трудом выдавила из себя: "Привет, Семен, мороз и солнце". Семен растерялся и стал похож на долговязого пионера, которого не замечают на линейке. Потому что Марина смотрела куда угодно, но не ему в лицо.
И тут до меня дошло… Она не может! Она извивалась, прятала взгляд, игра для нее была настоящим мучением. Она просто не могла открыто посмотреть постороннему человеку в глаза.
В моей голове пронесся целый табун лиц знакомых, которые точно так же стесняются, тушуются, зажимаются. Я поняла, что Марина прячется за свою собаку вместо того, чтобы направлять ее и подбадривать. Но надо было довести эту сцену до занавеса.
- Спокойно, мы никуда не спешим. Марина, смотри Семену на подбородок, если не можешь в глаза, и давай еще раз: мороз и солнце…
Тут Семен, который тоже осознал загвоздку, заулыбался и изрек: "Эх, побриться надо было". Марина засмеялась и немного расслабилась. И как только она отключилась от собаки и начала внятно читать стихи, Амур подошел к Семену, обнюхал мастерски подставленную ладонь, и Семен, вопреки моему сценарию, просто потрепал его за ухом. Амур спокойно потоптался между ними, Семен похлопал его по гулкому худому боку, упражнение было завершено.
Все мы разные - кто-то открыт, кто-то нет, ничего с этим не поделаешь. Но так обидно, если собака всегда будет для хозяйки объектом разочарования. Проекцией ее собственных действий, от которых она наверняка страдает. И как это тоскливо - не дать себе смелости гордится тем, что имеешь.
И тут… прошло два года, и появилось это счастливое фото с комментарием. Изменилась ли Марина, или приняла Амура таким, какой он есть? Возможно, он так счастлив, как на фотографии из соцсети, только с ней вдвоем. И они оба так же растеряны в неуютном для них мире чужих людей. Не знаю. Но, очевидно, они достигли равновесия. Неважно, как оно выглядит для других. Главное, что это равновесие есть у них самих.
Спасибо, что читаете мой канал Собачье дело. Я Евгения Марченко. Это одна из историй моей книги "Танец с волками. Как воспитать собаку и перестать дрессировать себя". Я буду очень рада, если книга вам откликнется и сделает женщин, любящих собак счастливее и увереннее в себе и своей собаке.
#собаки #психология женщины #книги