Несколько лет назад в составе группы из пяти москвичей автору посчастливилось посетить Тавушскую область Армении (центр – Иджеван) и погулять по тамошним горам.
Эту трогательную легенду проводник нашей небольшой группы рассказал за таким вот нехитрым полевым обедом – на родном языке. Одна из участниц группы, армянка, затем перевела.
Давным-давно жил мудрый и могущественный армянский князь. Была у князя любимая дочь, с которой он никогда не расставался.
Однажды пришлось ему уйти в долгий военный поход, в который была взята и дочь. Только заболела она в пути и стала чахнуть на глазах. И пришлось правителю скрипя сердце оставить любимое дитя седовласому монаху.
Через некоторое время возвратился князь в родные края. Каковы же были его удивление и радость, когда навстречу ему выбежала его дочь – здоровая и жизнерадостная!
Монах, у которого жила девушка, вылечил её от жестокого недуга при помощи снадобья из персиковой косточки.
Благодарный отец велел заложить на месте чудесного исцеления святую обитель и назвал её «Дехцнут», что в переводе с армянского означает «персиковая косточка». По другим данным: «цвет персика». Как правильно, пусть напишут в комментариях знающие язык.
Очень похоже, у дщери княжеской был рак. От чего же ещё такого непонятного вдруг начинают стремительно угасать люди...
Вот и тема: а не подкинул ли нам фольклор очередное снадобье от онкологии?
К кирпичным развалинам храмов в России не привыкать. Цельнокаменные руины (известняковые) попадались мне лишь однажды на верхней Волге. Но всё это по давности в основном - в пределах трехсот-четырехсот лет.
Монастырю Дехцнут - как минимум лет 800.
И такими древностями в маленькой Армении никого не удивить.
Примерьте, читатели, красивую легенду на красивые камни, и, возможно услышите звук дудука. Или задумчиво напоёте что-то задушевное своё.
Такое надо видеть. В горах, лесу, в зарослях - каменный шедевр, свидетель веков, чьё появление вдохновлено чудом.
Чудом торжества жизни над казалось бы неизбежным уходом в небытие. Торжества закономерного и очень соответствующего несгибаемому армянскому национальному характеру.