“Фаворитка” — исторический фильм режиссера Йоргоса Лантимоса по сценарию Деборы Дэвис и Тони Макнамары.
В фильме рассказывается история взаимоотношений двух двоюродных сестер — Сары Черчилль, герцогини Мальборо (Рэйчел Вайс) и Эбигейл Хилл (Эмма Стоун), которые соперничают за право быть фавориткой королевы Анны (Оливия Колман).
Фильм вышел в 2018 году, был номинирован на Оскар, получил Серебряного льва в Венеции.
Концептуально же картина поднимает такие аспекты как социальные маски в светском обществе, правила “игры” в светском обществе и невозможности победить в этой самой “игре”, порабощения человека условностями общества и в целом агрессивность среды высшего общества. Эти темы в фильме раскрываются не только на драматургическом и концептуальном уровнях, но и создают определенный плацдарм для этой истории и на аудиовизуальном уровне.
Первое что бросается в глаза это повсеместное использование широкоугольных объективов. Что работает как на иммерсивность картины, мы буквально наблюдаем за всем в дверной глазок, так и эти объективы закругляют и замыкают пространство, создавая очень замкнутый и герметичный мир, что при этом создает очень сильное чувство клаустрофобии.
Практические все персонажи в фильме показаны нижними ракурсами что символизирует их высокий социальный статус, но в тоже время многие из них стараются быть еще выше и буквально встают на носочки в некоторых сценах, что является символом их стремления к власти
Режиссер также любит использовать крупные планы. Выделяя тем самым главных действующих лиц.
Камера в фильме постоянно двигается, то догоняет персонажа, то убегает от персонажа, то буквально имитирует взгляд персонажа. Камера бывает статична только в сценах когда сами персонажи статичны. Также режиссер часто использует эффект слоу мо в некоторых динамичных сценах
Резкое панорамирование использовано в сценах начала диалогов когда движение имитирует взгляд персонажа, когда кто то из них буквально врывается в комнату. Этот прием действует на дезориентацию зрителя. Герои буквально пытаются перетянуть внимание камеры на себя, что также служит символом их стремления к власти.
Лейтмотивом через весь фильм проходят сцены постоянных проходов по коридорам смонтированных вместе с барочной музыкой что создает особый темпо-ритм картины. В тоже время постоянная беготня персонажей может служить метафорой лабиринта, они словна бегают и ищут выход из этого герметичного пространства замкнутым широкоугольными объективами.
Производственный процесс картины происходил в поместье Хэтфилд-Хаус где снимались и снимаются многие современные картины и сериалы.
Все мужские костюмы были сшиты по одному фасона. Особо выделяются в них грим и парики. Которые символизируют своеобразные маски за которыми они скрывают свое истинное лицо и истинные намерения.
Женские костюмы также служат своеобразными маркерами и маскировками. Леди Мальборо стальная леди, сильная и независимая за это получила брючный костюм мужского кроя. Эбигейл за своими милыми платьицами скрывает свою дьявольскую, коварную натуру. Мантия самой королевы больше похоже на мягкий халат в который хочется закутаться что бы спрятаться от всего мира.
Цветовая партитура фильма весьма скудная. Основной мотив цветов это черное и белое. Это очень сильно рифмуется с шахматами. На некоторых кадрах персонажи буквально расставлены по шахматному полю как фигуры. Это весьма символично ведь в картине буквально разыгрывается шахматная партия
Еще два цвета которые выделяются на фоне всей цветовой гаммы и используемые только внутри дворца это красный и синий. Ими разделены мужские персонажи на принадлежности к партии, но и выделен обслуживающий персонал, тем самым они практически приравнены и этим авторы показывают нам кто на самом деле правит балом в этой истории
Естественное освещение в фильме работает не только на создание антуража эпохи и погружение зрителя в фильм. Но и дает очень сильное, буквально золотое свечение в некоторых сценах что еще раз символизирует о принадлежности персонажей к высшему свету.
В фильме в основном использована барочная музыка той эпохи, очень сложная и ритмичная, которая работает как на антураж, так и создает особый ритм картины. Также в фильме использованы произведения и более современных авторов выполненных в том же стиле.
На финальных титрах играет песня Элтона Джона про голубя которого выпускают на свободу и он летит к свету и своей мечте, что может быть метафорой освобождения леди Мальбора и выхода ее из этого мира, но в тоже самое время и насмешкой автора, ведь эта композиция очень рифмуется со сценами где Эбигейл и леди Мальборо так ловко этих самых голубей и отстреливали.
Помимо современных песен в картине также авторами специально использованы и другие исторические неточности. Например кресло-каталка королевы или современная хореография в зажигательных танцах на балу. Тем самым подчеркивается что эта история может быть и не про Англию 18го века.
#Фаворитка #ЙоргасЛантимос #ЭммаСтоун #РэйчелВайс #ОливияКолман #Оскар2019