В статье рассмотрены теоретико-концептуальные основы трактовки термина «транспортно-логистическая инфраструктура». Определена актуальность и значение развития инфраструктурных проектов с целью повышении транзитного потенциала. Выявлены особенности развития и предложены направления совершенствования транспортно-логистической инфраструктуры.
Ключевые слова: инфраструктура, транспорт, логистическая система, инновации, транзит, транспортная сеть.
The article deals with the theoretical and conceptual frameworks of the term definition “transport and logistics infrastructure”. Relevance and importance of the infrastructure projects development in order to increase transit cooperation are determined. Developmental characteristics are defined and directions for improving the transport and logistics infrastructure are proposed.
Keywords: infrastructure, transport, logistics system, innovation, transit, transport network.
Совершенствование транспортно-логистического рынка любой страны как основного фактора повышения транзитной привлекательности и конкурентоспособности национальной экономики является одним из ключевых вопросов долгосрочного устойчивого развития региона. В связи с этим Республика Беларусь, пользуясь своим выгодным географическим положением в качестве соединяющего моста между Европой и Азией, обладает перспективными возможностями в данной области.
На сегодняшний день заинтересованные в этом компании и организации, в том числе государственной формы собственности, принимая на себя обязательства соответствия представляемых транспортных и иных видов услуг мировым стандартам, сталкиваются с вопросами наличия в своем арсенале высокоразвитойинфраструктуры.Эффективное функционирование транспортной отрасли на современном этапе развития не может существовать без применения прогрессивных принципов логистики, сопряженных с использованием инновационных решений, оставаясь при этом конкурентоспособной на мировой арене. Поэтому формируя общий рынок логистических и транспортно-экспедиционных услуг, взаимосвязь транспорта и логистики является очевидным фактом, который базируется на многочисленных исследованиях экспертов в данной сфере.
Изучая особенности развития транспортно-логистической инфраструктуры, в первую очередь, важно установить значение и актуальность транспортного сектора в национальной экономике. Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь за 2018 год, транспортная деятельность в структуре ВВП по видам экономической деятельностисоставляет 5,9 % и 6,8 % всего занятого населения.
Стоит отметить, что в I кв. 2020 г. ситуация на рынке труда значительно изменилась из-за экономических и социальных обстоятельств, которые произошли из-за пандемии COVID-19, заключающаяся в увеличении спроса вакансий на 30 % относительно начала года на водителей, курьеров и работников складов и логистических центров.Разворачивающийся кризис является следствием глубоких структурных изменений в мировой экономике, обусловленных сменой технологических и мирохозяйственных укладов, где важно не уйти в сторону, а наоборот найти свое неотъемлемое место на мировой арене.
В результате, если у стран с аналогичным как у Беларуси географическим положением вклад логистики в ВВП 20 – 25 %, то у Беларуси только 5,9 %, при этом доля транспортных издержек в конечной стоимости 20 – 25 % против 11 % в среднем в мире[1].
В связи с этими фактами актуальность развития транспортно-логистической инфраструктуры обусловлена существующей потребностью в развитии внешней торговли, поступление иностранной валюты в государственный бюджет за счет наращивании экспорта транспортных и иных видов услуг, а также поддержании платежного баланса страны. Структура перевозки грузов по видам транспорта в Республике Беларусь, отражающая наиболее приоритетные направления инфраструктурных проектов, представлена в таблице 1.
Таблица 1–Перевозки грузов и грузооборот по видам транспорта
Исходя из данных таблицы 1 можно сделать вывод о том, что лидерами по таким критериям как дальность перевозок и объем перевозимых грузов, являются трубопроводный и автомобильный транспорт соответственно. Этим видам транспорта немного уступает железнодорожный транспорт, а доля воздушного и внутренне водного транспорта является несущественной. Соответственно значение развития инфраструктуры велико и обуславливается существующей потребностью совершенствования на различных видах транспорта.
Важным моментом при определении роли белорусской инфраструктуры в транспортно-логистической системе является подробное изучение трактовки термина. При этом подходы к рассмотрению понятия«транспортно-логистическая инфраструктура» носят систематизированный и комплексный характер.Инфраструктурное обеспечения в данной области представлено в виде непрерывно работающего каркаса, обеспечивающегофункционирование всей системы в целом (рис. 1).
Таким образом, особое место в логистической инфраструктуре занимает транспортная, которая образует мировую транспортную систему, поэтому часто в научной литературе логистическая инфраструктура интегрируется с транспортной в общее понятие транспортно-логистической.
Стоит отметить, также отличие транспортно-логистическую системы, которая напрямую связана с деятельностью экономики страны в целом. Транспортно-логистическая система– совокупность объектов и субъектов транспортной и логистической инфраструктуры вместе с материальными, финансовыми и информационными потоками между ними, выполняющая функции транспортировки, хранения, распределения товаров, а также информационного и правового сопровождения товарных потоков[1].
В свою очередь, транспортная система – это не только сеть путей сообщения (то есть транспортная инфраструктура), но и техническая, и управленческая часть. Однако ключевую роль в создании единого транспортного комплекса страны играет развитие транспортной инфраструктуры.
Изучение зарубежного опыта, а именно оценки эффективности используемой инфраструктуры в области транспорта и логистика хорошо показаны в международном индексе эффективности логистики. При определении логистического рейтингаLPI (LogisticPerformanceIndex)(Республика Беларусь – 110 место)экспертами определяются 6 важнейших критериев оценки развития логистики в конкретной стране. Качество торговой и транспортной инфраструктуры Республики Беларусь является одним из них и оценивается в 2,39 балла (для сравнения 1-е место Германия – 4,38)[3].Важно знать, что при учете такого индекса как «инфраструктура» качество информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) неизменно занимает значимую долю в его оценке. Также традиционно ключевыми объектами оценки являются – деятельность портов, аэропортов, железных дорог, качества дорожного покрытия, а также наличие складского хозяйства.
Дополнительно изучая исследования Всемирного банка, а именно Доклад о мировом развитии 2020: Торговля как инструмент развития в эпоху глобальных производственно-сбытовых цепей (рис. 2), можно отметить незаменимую роль инфраструктуры и определить закономерность инвестирования в неё и получаемого от этого процесса экономического эффекта.
Таким образом, совершенствование инфраструктуры транспорта и связи, внедрение конкуренции в этих отраслях могут устранить сложности, связанные с географической удаленностью страны при участии в глобальной производственно-сбытовой цепи.
Как уже удалось выявить темпы развития логистической инфраструктуры во многом зависят от притока в эту сферу иностранных инвестиций, поэтому Министерство транспорта и коммуникаций уделяет первостепенное внимание координации работы по их привлечению для создания транспортно-логистических центров (ТЛЦ), что наглядно представлено на рисунке 3.
Неоспоримым является то, что логистическая деятельность охватывает все отрасли экономики и оказывает существенное влияние на повышение ее эффективности, поэтому для оптимизации инфраструктуры логистических центров необходимо размещать их в транспортных узлах с учетом товарных и транспортных потоков.
Проведена также значительная работа по стандартизации деятельности логистики, например, требований к техническому оснащению и транспортно-экспедиционному обслуживанию. При этом совершенствование логистическая инфраструктура Республики Беларусь приводится в соответствии с:
- Государственная программа развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы;
- Республиканская программа развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016 - 2020 годы;
- Стратегия инновационного развития транспортного комплекса Республики Беларусь до 2030 года;
- Концепция развитиялогистической системы РеспубликиБеларусьв период до 2030 года;
- Национальный инфраструктурный план 2016 - 2030 годы и иные стратегические документы инфраструктурного планирования.
Таким образом, государство в сотрудничестве с транспортными и логистическими компаниями выступают инициаторами создания и развития элементов логистической инфраструктуры (путей сообщения, терминалов, логистических центров и т. д.). Безусловно важным объектом развития является оснащение автомобильной инфраструктуры, на которую уделяется должное внимание со стороны государственных органов. Результаты работы данных стратегически важных документов в отношении устройства логистической автодорожной инфраструктуры представлены в таблице 1 и 2.Однако прослеживается недостаточное наличие или вовсе отсутствие каких-либо развивающий программ в области отдельных видов транспорта (например, воздушного или внутренне водного).
Таблица 2 –Транспортно-логистические центры
Исходя из анализа данных таблицы 2 можно сделать следующий вывод: несмотря на увеличивающийся рост количества логистических центров предоставление логистическими операторами услуг за последний период уменьшилось. На данные значения могут влиять недостаточное наличие качества и широкого спектра услуг, подтверждаемое также и тем что из 770 существующих видов логистических услуг Республика Беларусь, представляет примерно 90, а логистические центры выполняют около 20 функций, что почти в 3 раза меньше чем в западноевропейских странах (50 – 70 функций)[1]. Также могут оказывать влияние инеблагоприятные экономические и политические процессы в стране.
В государствах-членах ЕАЭС, в том числе и Беларуси по вопросам создания и развития транспортной инфраструктуры, мультимодальных логистических центров и евразийских транспортных коридоров проводится реализация программно-стратегических документов, основанных на изучении международного опыта формирования транспортных коридоров и системы логистических центров (реконструкция и совместное строительство транспортно-логистической инфраструктуры). В настоящее время евразийский регион является наиболее перспективным в плане развития транспортно-логистической инфраструктуры, которая будет активно обслуживать международные торговые отношения.
ПРОБЛЕМАТИКА
Проблематику исследования можно рассмотреть в следующих факторах, основанных на особенностях развития транспортной отрасли и логистики:
- темпы развития инфраструктуры. При имеющихся перспективах и географических возможностях, транспортная сфера по сей день отличаются эффективными, но медленными темпами развития инфраструктуры;
- мультимодальные перевозки. Недостаточное развитие логистических систем (в качестве приоритета выявлены признаки экстенсивного пути развития), также слабое взаимодействие субъектов при осуществлении мультимодальных перевозок;
- внутренние перевозки. Внутренние перевозки грузов также имеют большое значение для такой страны как Беларусь. Однако их производительность остается неизменной из-за таких характеристик автотранспорта как: низкий технический уровень, высокая степень изношенности в эксплуатации, несоответствием структуре перевозимых грузов и другим эксплуатационным требованиям.
ВЫВОДЫ
Исходя из данной изученной информации, в том числе и зарубежного опыта, о транспортно-логистической инфраструктуре в Республике Беларусь можно сделать вывод, что для эффективной организации внешних и внутренних грузопотоков такой относительно небольшой страны, не требуется большое количество ТЛЦ. Благодаря конкуренции на рынке логистическая инфраструктура с использованием инноваций все же может достичьтребуемый уровень. В качестве перспективных задач можно определить грамотное соотношение экстенсивного и интенсивного пути развития транспортно-логистической инфраструктуры (расширения количества видов предоставляемых услуг и обеспечения качества логистического обслуживания).
Эффективность транспорта и логистики напрямую зависит от инфраструктуры, а, следовательно, с улучшением логистической инфраструктуры повышается транспортный потенциал государства. Развитие инфраструктуры является одним из ключевых факторов поддержания долгосрочного устойчивого и сбалансированного экономического роста любой страны.