Без лишнего предисловия скажу, что эта книга мне понравилась! И вот почему:
Книга неголословная, она научная - приводятся исследования, термины, объяснения. При этом автор не переборщил с “научностью” поэтому разумно, но не скучно, как раз для обывателей.
Книга не только объясняет, она дает примеры. На двух героях разбираются ситуации, знакомые каждому офисному сотруднику, например, с утра завалена почта, а были планы на день, в итоге вместо того чтобы сделать что-то “большое” тонешь в рутине; большая задача была отложена на последний момент, поэтому делая за 10 минут до - делаешь плохо и пр. При этом автор не только дает эти ситуации и объясняет почему мы такие - тонем в рутине, делаем в последний момент и пр., но и показывает параллельную реальность, где те же самые герои, в тех же самых ситуациях, зная об особенностях работы мозга проживают те же ситуации по-другому и получается - не всегда идеально - значительно лучше.
Кстати, из последнего вытекает еще один плюс - автор не убеждает читателя в том, что все проблемы исчезнут, и ты сразу станешь суперэффективным, если поймешь как работает префронтальная кора и лимбическая система. Нет, помимо знания потребуется еще и работа над собой, но результат - избежание перегрузок мозга, более здоровые отношения с окружающим миром.
Я не могу сказать, что в книге есть вау-новые идеи, нет, все мы давно знаем, что нужно планировать, записывать важное, что не надо пороть горячку, а если уж порешь, то не принимать решений в этом состоянии, но почему-то все равно не делаем. А эта книга, лично, меня убедила пересмотреть свою жизнь и рабочие процессы, убедила, потому что объяснила, что как работает мозг, когда помогает, а когда мешает и что с этим делать.
Важные идеи из книги:
1. За процесс «думанья» отвечает префронтальная кора. А за рутинные действия отвечают базальные ядра.
Работа префронтальной коры отнимает больше энергии, чем работа базальных ядер. Мы не можем думать сразу о нескольких вещах, не можем думать длительное время с одинаковой концентрацией, эффективностью. Конечно, можно подпитать префронтальную кору сладким напитком, но это неэффективно в долгосрочной перспективе и вредно для здоровья в целом. Важно уважать особенности работы мозга, не идти против них, не допускать перегрузок.
Автор сравнивает мыслительный процесс со сценой небольшого театра – на сцене может находиться небольшое количество людей. Те актеры, которые выходят из-за кулис – внешние мысли и идеи, зрители в зале – наши собственные мысли, знания.
Что делать? Знать свое "рабочее" время и планировать самые сложные дела на это время. Планировать, записывать (планы и идеи), чтобы не держать в голове, чтобы не напрягать префронтальную кору. Упрощать - если нужно принять важное решение, то нужно выделить несколько параметров и ориентироваться на них.
2. Режим 24/7, режим многозадочности - это миф. Во-первых, мы приучаем окружающих игнорировать границы рабочего дня – в итоге шквал сообщений и звонков вне рабочего времени. Во-вторых, сообщения и звонки отвлекают нас, мы работаем менее эффективно. На уведомление о новом сообщении реагирует та же зона мозга, что и на опасность.
Что делать? Бороться – во-первых, надо тренироваться, во-вторых, иногда отключать все и быть не на связи, занимаясь важными делами.
3. Стресс или возбуждение может быть полезно. Мы бежим быстрее, когда боимся, но, если мы в шоке - замираем. То же происходит и с мозгом, если мы недостаточно возбуждены, то работаем менее эффективно, если дошли до стресса - то работать прекращаем вообще. За процессы возбуждения и стресса отвечают дофамин и норадреналин.
Что делать? Иногда надо ставить себя дедлайны искусственно, представлять, что не успел, получилось плохо, чтобы заставить себя заинтересоваться. Дофамин растет от новых впечатлений - иногда можно опустить сидение, позвонить другу, члену семьи, посмотреть смешной ролик. Чтобы успокоиться - поможет прогулка, записать мысли и не думать о них, послушать музыку.
Также если случилось, что-то хорошее и вы чувствуете подъем дофамина, то стоит воспользоваться этим состоянием и заняться чем-то важным, сложным, требующим концентрации и вдохновения.
4. Лимбическая система - отвечает за эмоции те, которые связаны с мыслями. Она делит мир на опасное и приятное - она заставляет нас бежать от опасности и желать награды. Когда лимбическая система возбуждена префронтальная кора не работает. Проще говоря, когда нас захлестывают эмоции, мы не можем мыслить ясно.
Что делать? Не очень сильные эмоции достаточно просто назвать. Т.е. что-то происходит, эмоционируешь, надо остановится и сказать, я боюсь/тревожусь, чувствую давление, чувствую обиду и т.д. Для более сильных эмоций поможет переоценка – посмотреть на ситуацию с другой стороны, найти плюсы.
5. Ожидания могут послужить нам плохую службу. То, чего ждем и получаем дает меньше дофамина, чем то, чего не ожидаем. При этом, если мы ждали и не получили – разочарование сильнее и заставляет страдать.
Что делать? Разумная доля ожиданий поможет повысит дофамин и работать эффективнее, но увлекаться не стоит.
6. Угроза справедливости и угроза статусу перевозбуждают лимбическую систему.
Справедливость имеет для нас гораздо большое значение, чем может показаться. Если нам кажется, что с нами поступили несправедливо – мы сильно это переживаем.
Тоже самое со статусом – если мы получаем критику, включается режим самозащиты. Любой намек на то, что человек плохо работает, его опыт неценен и пр. переживается очень болезненно.
Что делать? Это важно учитывать при работе в коллективе. Не стоит угрожать справедливости или статусу другого человека. Вместо критики или советов как человеку стоит поступить, лучше использовать наводящие вопросы: «Как решить эту задачу, как ты думаешь?», «Тебе нужна помощь?», «Что сейчас нужно сделать, что завершить проект?»
Помимо знания ограничений мозга, нужно развивать внутреннего режиссера, т.е. осознанность. Необходимо уметь переключаться между непосредственными ощущениями и мыслительным процессом, отслеживать эмоции, отслеживать свои особенности и работать с этим.
Осознанность – один из путей к счастью. А счастливые люди, по исследованиям, работают лучше :)