Вчера вдруг вздумала посмотреть по Ютубу "Солярис" Тарковского. Я его видела в кинотеатре лет в 12, наверное. Ничего не поняла.
Поэтому смотрела с интересом. Более всего понравилась Наталья Бондарчук. Превосходная актриса. И красавица к тому же. Забавный фильм, забавный сюжет. Лема не читала, как-то не пошел в подростковом возрасте, а позже уже фантастика не увлекала. Зачитывалась тогда Ефремовым, Гором, Беляевым, Булычовым.
Ну так о фильме. Превосходные советские актеры, только ради них можно смотреть.
Но Тарковский! Нет, мне не дано понять его гениальность. Эти затянутые планы, многозначительные паузы,непонятные наезды на части тела и лица актеров. Ухо Баниониса крупно, причем особенно крупно - непосредственный ушной канал, или вход, как он правильно называется? Несколько долгих секунд.
Наталью Бондарчук мы начинаем видеть с куска ее лица, а именно - с части щеки, носа и губ. То там, то здесь "ружья", которые не стреляют. Красивый ахалтекинец в начале фильма бегает возле домика - он к чему? Просто украшение кадров? Боязливый мальчик - это о чем, зачем? И т.д., и т.п.
На его фильмы народ не шел, я "Солярис" смотрела в полупустом зале, люди уходили, помню.
А между тем "Кинопоиск" ставит "Солярис" среди лучших фильмов СССР 1972 года. Рядом с ним - "А зори здесь тихие", "Печки-лавочки", "Горячий снег", "Большая перемена", "Здравствуй и прощай", "Командир счастливой "Щуки". На все эти фильмы народ ломился. А "выдающийся", по мнению критиков, "Солярис" в советском прокате провалился.
Не оценили советские зрители и "Сталкера".
В один год со "Сталкером" вышли "Москва слезам не верит", "Место встречи изменить нельзя", "Экипаж", "Осенний марафон", "За спичками", "Гараж", "Пираты ХХ века", "Несколько дней из жизни Обломова", Д,Артаньян и три мушкетера", "Вечный зов". Советскому зрителю было что смотреть, фильмы на любой вкус - и боевики, и мелодрамы, и комедии, и исторические сериалы, и русская классика.
А на "Сталкера" не шли, хотя фантастика была очень популярным жанром в СССР. Ну не нравилась массовому зрителю унылая атмосфера фильмов Тарковского. Я со "Сталкера" тоже ушла.
Еще один кассовый провал и убытки . Но Тарковскому все равно давали снимать, это называлось - власть гнобит художника.
Да, был хороший дебют Тарковского "Иваново детство".
Был "Андрей Рублев", чрезвычайно затянутый фильм, но хотя бы с отдельными впечатляющим эпизодами. Смотреть его трудно из-за почти всегда ровного темпо-ритма и общей безнадежности, разлитой по всему фильму.
Ах, да. Фестивали. Тарковского любили на зарубежных фестивалях.
В перестроечное время смотрела его "Ностальгию", снятую в эмиграции, кажется, в Швеции - еще одна нудятина. Хотя знакомые театралы восхищались.
Складывается ощущение, что Тарковский свой талант как-то ... прожил. Ведь был талант, был. Но ушел. То ли из-за непомерной гордыни и и нежелания слушать критику. То ли так негативно действовала вся эта позднесоветкая гнилая кинотусовка, в которой варились все наши "инженеры человеческих душ" .
Помню, Владимир Меньшов рассказывал, что ему после бешеного кассового успеха "Москва слезам не верит" выплатили премию 40 тыс. рублей (невероятные по советским меркам деньги!!) , да еще он "Оскара" получил. Так вот, зависть коллег была страшной. Потому что, как заметил Владимир Валентинович, в моде у режиссеров была "тарковщина" с фигами в кармане в сторону советской власти.
Читать еще:
Великому Бондарчуку сто лет, а на ТВ ни слова
Топ-5 самых чувственных сцен из советских фильмов