Я знаю несколько человек, которые купили хорошие фотоаппараты и телеобъективы и начали заниматься фотоохотой.
Через некоторое время они пришли ко мне и говорят: «Наши кадры резкие, технически они нас полностью устраивают, но снимкам всё равно чего то не хватает.» Я ответил: «Всё правильно! У вас и не может быть хороших снимков, потому что вы неправильно выбираете свет».
Теперь я думаю, что было бы неплохо поделиться своим опытом с массой людей через Интернет. Собственно, это я и делаю.
Речь пойдёт о пяти типах естественного освещения: переднем, боковом, контровом, рассеянном и волшебном.
1. Передний свет
Когда свет находится позади вас, а объект съёмки расположился перед вами, то речь идёт о съёмке с передним светом.
Солнечный свет падает точно на объект, который находится перед вами. При такой раскладке максимально точно и полно проявляются детали, очень точно воспроизводятся форма и объём снимаемого объекта.
Глаза, рога, шерсть, крылья – эти особенности будут раскрыты наиболее полно толко в случае переднего освещения.
Обычно передний свет падает наиболее равномерно в период с 07:30 до 10:00 утра и с 16:00 до 17:00 вечером. В промежутке с 10:30 до 15:00 снимать не рекомендую, потому что свет будет очень жёстким. Более того, в полдень звери в природе чаще всего спят или наименее подвижны.
2. Боковой свет
Если объект освещается солнцем с левой или правой стороны, то речь идёт о съёмке с боковым светом.
Такое освещение создаёт интересные тени и блики. Возможно, что в фотографии проникнет искажение, но оно должно нивелироваться красивым светотеневым рисунком.
Чтобы получить достойное боковое освещение необходимо снимать либо ранним утром (с 06:30 до 08:00), либо поздним вечером (с 17:00 до 18:00).
3. Контровый свет
В ситуации, когда солнце располагается сзади снимаемого объекта получается контровый свет.
Если вы снимаете с контровым светом, то объект съёмки должен быть как бы подсвечен.
Ранее утро или поздний вечер идеально подойдут для съёмки с контровым освещением. Однако вы можете попробовать поймать такой свет и в полдень.
4. Рассеянный свет
Точно также, как рассеиватели света работают в студии, также и облака рассеивают солнечный свет. При пасмурном небе весь небосвод становится одним большим софтбоксом.
Нужно понимать, что при съёмке с рассеянным светом на фотографии не будут отражены тени и блики, а все получтона будут максимально равномерными (это создаст иллюзию плоской картинки).
Рассеянный свет хорош тем, что не важно в какое время производится фотосъёмка. В любом случае настраивайтесь на утро или вечер.
5. Волшебный свет
Его все фотографы называют по-разному, но чаще всего он именуется как волшебный или божественный свет.
Он представляет собой смесь солнечных лучей, туч и дождя. Если в первых четырёх схемах освещения можно что-то предугадать, то волшебный свет возможно поймать только случайно.
У меня получается ловить волшебный свет в мае или сентябре. В некоторых регионах, где дожди и солнце часто чередуются можно поймать такой свет чаще.
В завершение я хочу сказать, что легче всего ловить рассеянный свет. Поэтому, если вы новичок в фотосъёмке, то лучше начните с использования именно рассеянного освещения. Для этого просто посмотрите прогноз погоды, убедитесь, что день будет пасмурным (но без дождя) и отправляйтесь снимать.
Желаю удачи!