Лиза переехала во Францию из Ярославля два года назад. У нее есть вид на жительство и работа, но совершенно нет желания вернуться в Россию. Она рассказала, как решилась на такой шаг, сравнила родину с Европой и объяснила, почему считает, что там лучше.
Героиня интервью живет в Пуатье – городе-побратиме Ярославля, население которого почти в семь раз меньше ярославского (90 тысяч человек). Она училась в ЯГПУ и уехала в Европу по программе обмена студентами. Однако возвращаться девушка не стала, и начала новую жизнь в новой стране.
Серость, грязь и Советский Союз
Из России мне всегда уехать хотелось, честно говоря, потому что там очень много всего убогого. Словно все еще в Советском Союзе живут. В Москве, конечно, может быть, все по-другому, но в Ярославле именно так.
Я люблю Ярославль, особенно его исторический центр. Но общая жизнь в городе, к сожалению, удручает: все эти панельки, очень холодно и полгода снег лежит. Все серое: небо серое, дома серые, снег серый, а кругом грязь и солнца не видишь неделями. У меня постоянно было подавленное настроение. Не депрессия, конечно, но такое себе. Есть еще много других аспектов, но эти – основные.
Конкретного переломного момента, наверное, не было. Просто, пока я училась по программе обмена, все больше понимала, что, когда вернусь в Россию, все будет так же, как и было.
У меня в университете не было ни развития, ни радости: учеба была просто ужасная. Было совершенно неинтересно, но она занимала все время. Я очень много часов проводила в университете, было много домашних заданий, и все это было совершенно не нужно. Просто смешно.
Плюс девочки из моей группы в июне, когда я уже была во Франции, начали сдавать сессию. Я постоянно читала их сообщения в диалоге в ВК и мне было так отвратно и тошно из-за всего, что они делают. Все было одно и то же, и возвращаться к такой жизни очень не хотелось.
Я чувствовала: моя жизнь в моих руках, и если я сейчас что-то не изменю, то все будет по-старому. Мне этого совершенно не хотелось, был даже поначалу страх вернуться в Россию.
Да и сейчас, честно говоря, нет никакого желания возвращаться. За два года, что я здесь живу, была в Ярославле только одну неделю.
Почему Франция
Я выбрала Францию по нескольким причинам. Во-первых, я училась в 42 школе (с углубленным изучением французского). Во-вторых, я всегда любила язык и культуру этой страны. Мы дважды ездили на экскурсии в Париж с классом, и как только мы приехали в первый раз, я сразу же влюбилась во Францию.
Приехала я сюда по программе студенческого обмена для обучения. Полгода проучилась и просто решила остаться. Мне многое понравилось: и качество жизни, и личное развитие. Все поменялось в лучшую сторону.
Господи, конечно же мне не хотелось возвращаться в Россию, боже мой.
Сначала я жила в студенческом кампусе, потом пару месяцев у друзей. Год назад начала снимать квартиру.
Теснота
Пуатье меньше Ярославля в семь раз, и это чувствуется. Сначала он казался мне лабиринтом: все эти маленькие средневековые улочки завораживали. Сейчас я вообще не знаю, куда пойти. Чтобы куда-то выйти с друзьями, есть буквально три-четыре места. В Ярославле, конечно, с этим лучше.
Центр города можно обойти за 40 минут. Здесь очень красиво: не устаешь любоваться на детали домов. Но чувство тесноты присутствует, даже несмотря на то, что я не люблю очень большие города.
Хотя, в Ярославле свободы тоже особо не чувствовалось из-за панелек, хоть город и больше в несколько раз.
Французские проблемы
Документы
Здесь очень сложно с документами, честно говоря. Кроме того, у меня особенная ситуация. Я не буду вдаваться в подробности, но жуткая бюрократия – один из минусов жизни во Франции. Это всегда приносит очень много проблем и занимает много времени. Много всего нужно решать и, действительно, «вырывать зубами».
Я здесь очень сильно от этого устала за последнее время. Конкретных сложностей для россиян нет – трудно всем иностранцам и, зачастую, даже самим французам. Здесь очень долго разбираются со всеми документами в какой-бы ни было инстанции.
Например, я больше года жду, пока мне сделают страховку. Когда я прихожу за ней, мне просто говорят: «Документы в процессе». Они четыре раза потеряли перевод моего свидетельства о рождении и каждый раз это приносило проблемы.
Еще в префектуре мне сделали не тот вид на жительство. Я подала все необходимые документы, но они даже не смотрели досье и выдали мне студенческий документ. А я уже давно не студентка, у меня ни одной необходимой бумаги. Это было прошлой зимой, и до сих пор нормального вида на жительство у меня нет. Просто что-то невероятное. И так во всем.
Вот есть мемы про взрослую жизнь, где тебе нужно собрать справку для справки чтобы получить справку. Так вот, похоже на правду.
Все французы говорят, что с документами во Франции дела обстоят не очень. На самом деле, у иностранцев все гораздо хуже. В России я так много с бюрократией не сталкивалась.
Бомжи
Тут огромное количество бедных эмигрантов и просто бомжей. Особенно это заметно в крупных городах. То, что творится в Париже – это что-то невероятное, я такого не видела ни в одном городе России. Это ужасно.
В первый раз у меня был настоящий шок, когда я пошла гулять по городу ночью. Просто страшно ходить по улицам. Люди лежат на улице, спят на картонках прямо на земле.
Однажды я проходила мимо женщины, было очень холодно, около 2-3 градусов. Она лежала, и ее кожа была фиолетовой. Я даже не знала, жива ли она.
Дело даже не в том, что ты видишь всех этих людей. Многие из них живут на налоги, которые платят французы. Во Франции государство очень сильно помогает на социальном уровне, и здесь много людей, которые просто пользуются этим. Бомжи специально ничего не делают, просят деньги на улицах, пьют пиво и некультурно себя ведут. Только берут, берут, берут и ничего не дают стране или обществу.
Я очень люблю Францию, и мне очень обидно, что люди так с ней обращаются. Даже граждане. В России, конечно, нет такой тотальной помощи от государства, но и нет людей, которые так нагло пользуются социальными программами.
Безопасность
Мне кажется, в России безопаснее. В Ярославле я никогда не боялась ходить ночью через темные парки и прямо по середине дороги. Хотя, конечно, где-нибудь в Брагино или за Волгой может приключиться дичь.
Здесь же, даже если говорить про наш маленький Пуатье, происходят страшные вещи.
Полгода назад, буквально на соседней улице от моей в самом центре города, изнасиловали женщину. Преступника не нашли.
Как-то машину подожгли на парковке. Бывает, люди просят сигарету на улице, а если отказываешься – начинают прессовать. Может, у меня в России была хорошая жизнь, но там я не сталкивалась с таким дерьмом.
Образование
В России школьное образование точно лучше. Здесь очень много тупых подростков. Они не знают ни истории, ни языка. Я разговариваю и пишу лучше, чем многие ребята моего возраста, которые тут родились.
Система образования здесь во многом направлена не просто на обучение, а на социализацию ребенка. То есть, если ребенок отстающий, его не оставят на второй год, чтобы он чувствовал себя дураком. В результате много детей, которые получают «тройки» и «пятерки» по двадцатибальной системе.
Французы
Есть такой стереотип, что во Франции много двуличных людей. Я всегда отвечала, что это бред, и такие люди есть везде. Оказалось, что это правда.
За два года я встретила огромное количество мерзких двуличных людей. Они поливают грязью своих друзей у них за спиной, плетут какие-то слухи. Я просто в шоке была. Их реально много. Здесь не получается быть таким открытым к людям, как в России.
Французские радости
Здесь очень развита система социальной защиты. Например, есть помощь по жилью: любой человек может получить деньги на жилье. Даже я, будучи иностранкой, имею на это право. Сейчас мы с молодым человеком снимаем квартиру за €550 в месяц (примерно 39 тысяч рублей) и государство каждый месяц нам компенсирует €320 (примерно 22,5 тысячи рублей). Больше половины.
Еще есть бесплатная медицинская помощь, если есть страховка. Когда в аптеках покупаешь лекарства, если врач их прописал, деньги за это вернут. Конечно, нужно проделать небольшую операцию все с теми же бумагами. Зато вернут до 100%.
Также есть помощь с едой. Первые полгода моей жизни здесь, когда я еще была студенткой, работать не получалось, а родители платить за это не могли. Денег на еду категорически не хватало, и я ходила в государственные организации за бесплатной едой. Опять же, туда нужно притащить кучу бумаг. Потом один-два раза в неделю приходишь и берешь продукты. Дают определенный список, из которого можно выбрать. Это было просто потрясающе: были крупы, овощи, фрукты, молоко, яйца, десерты, пиццу, мороженое, сыры. В общем, полный набор продуктов.
Десертов было очень много, почему-то их никто не брал. Например, после пасхи, был огромный завоз праздничных десертов. Мне дали восемь пачек разных шоколадных яиц.
Планы на будущее
У меня сейчас переломный момент, я решаю, что делать дальше. Я очень люблю Францию, но здесь так тяжело с документами, и это так надоело, что уже жалко своего времени, сил и нервов.
Мне никогда не хотелось приехать в одно место и там остаться на долгие годы. Поэтому меня пугают планы вроде «остаться здесь навсегда», даже если речь про Францию. Возможно, уеду в другую страну. Город сменю точно.
Автор: Вячеслав Оглоблин
Следите за жизнью Ярославля в онлайн-журнале Strelka.Media