Ну вот и дорос мой младший сын до того времени, когда и его стали водить на занятия. Нам рекомендовали конкретный клуб, куда мы и отправились. Директором клуба оказалась моя знакомая – к ней я водила старшего сына в совершенно другой клуб. Правда, ходили мы с сыном очень недолго, и близко познакомиться не успели с ней. Теперь наверстываем. Занятия заканчиваются в такой момент, что в клубе остаемся мы втроем: Дина (имя изменено, так как ее многие знают в нашем городе), я и мой карапуз. Наверное, поэтому после занятия она позволяет ему минут 10-15 просто поиграть. В это время мы просто общаемся обо всем на свете, чаще о детях, попутно убирая игрушки за другими детьми, выключая технику и свет. Иногда позволяем себе просто посидеть несколько минут на диване.
Иногда она говорит о своем сыне. Он инвалид. Именно для того, чтобы заниматься с ним, она сменила профессию: стала педагогом дошкольного образования, прошла множество дополнительных курсов и так ценится неврологами города. Дина сначала водила сына по всем возможным школам и клубам, пыталась выправить все, что можно, а лучше и то, что нельзя. Но чуда не случилось. Но как человек активный и не богатый, в тот момент она поняла, что надо все делать самой или, по крайней мере, большую часть. Только так непрерывными занятиями можно помочь ребенку. И пошла учится. Работала в разных центрах, пока однажды не решилась открыть совместно с состоятельной дамой свой клуб.
И вот буквально на днях сидим мы с ней, говорим о чем-то важном для нас, как открывается дверь и в клуб заходит женщина. Она пришла по наводке невролога договариваться о занятиях для своего ребенка. Ребенку скоро три. Он не говорит совсем, склонен к строгой алгоритмизации своих действий. Врачи направили ее сюда, к Дине, вселив надежду, что та творит чудеса и вполне может помочь ей разговорить ребенка. Понятно, что женщина хотела для начала индивидуальных занятий, но узнав цену задумалась.
- Может быть, вы нам скидку сделаете? – задумчиво спросила она.
- Почему?
- У меня ребенок особенный. Я хочу ему помочь.
- Занимайтесь с ним сами.
- Я же не специалист. Я не могу ему помочь. А вы можете. Нам вас очень рекомендовали.
- Я, к сожалению, не творю чудеса. И не факт, что после занятий со мной он заговорит. Это надо понимать. Вам все равно придется заниматься с ним дома. И это не гарантия, что будет тот эффект, на который вы рассчитываете.
- Так вы на скидку дадите?
- Нет.
Они потом еще общались, повторяя разными словами первую часть своего диалога. В результате женщина ушла, решив подумать, будут ли они ходить в этот клуб, и будут ходить на индивидуальные или групповые занятия.
Когда она ушла, Дина сказала:
- Я никогда не делаю скидку. Люди не ценят то, что им легко достается. Работая в муниципальном центре, я увидела четкую разницу между теми, кто платит и теми, за кого платит город. К бесплатным занятиям отношение: хочу - приду, хочу - нет. Те, кто платил, хоть немного, были ответственнее. Они понимали, что заплатили свои деньги и не готовы были их потерять. Поэтому занятия посещали всегда. Плохо, что даже больных детей готовы были вести на занятия, потому что оплачено.
Когда я потом перешла в платный центр, там была абонентская месячная оплата. Цена занятий была существенно выше. Отношение родителей стало еще ответственнее. Но когда цена становится слишком высокой, появляются мамы, не умеющие считать деньги, которые зарабатывают их мужья. И опять начинаются пропуски и «мы забыли». Просто потому, что денег не жалко, у них слишком много денег, которые им легко достались.
Поэтому для себя я выбрала оптимальное решение: мы установили в своем центре цены, которые с одной стороны не будут слишком низкими, чтобы отсечь любителей «халявы», но и умеренными, чтобы клуб не наполнился богатыми мамашками, которым все вокруг должны. Наша цена адекватная, объективная, средняя по городу. Скидки и прочее – средства привлечения клиентов. И в первую очередь привлекаются опять-таки любители «халявы», с которыми очень сложно работать, и которые все равно покинут клуб в скором времени.
- А если ее ребенку действительно нужна помощь?
- К сожалению, я не палочка-выручалочка и не волшебная таблетка. Не факт, что я смогу помочь ее ребенку, и что вообще кто-то сможет помочь. Есть групповые занятия. Они значительно дешевле. Но про них она даже толком и не спросила. Я сама брала групповые занятия для сына, старалась запомнить каждое слово, каждое упражнение, а дома повторяла с ним по несколько раз. Почему бы ей не поступить так же? Нет, она просто хочет, чтобы кто-то сделал все за нее. То есть такая же любительница «халявы», которая останется недовольная результатом в любом случае, если, конечно, ее случай не является обычной педагогической запущенностью. А зачем мне такой клиент?
Уже выйдя с ребенком из центра, я увидела приходившую договариваться женщину. Он кого-то ждала и разговаривала по телефону.
- Да она просто жадная, - услышала я , проходя мимо.
Рассказала эту историю одной знакомой, а она говорит, что Дина действительно жадная, могла бы пойти навстречу маме и помочь с ребенком, тем более, что у самой ребенок инвалид, должна понимать, как это все сложно. Но ведь и эта мама не хочет помочь Дине с ее ребенком, оплатив занятия в полном объеме, не хочет искать вариантов решения своей проблемы, кроме как за счет другого человека, выбив из него скидку.
Вот почему ей должны идти навстречу? Только чтобы не прослыть жадной? Моя знакомая считает, что всеми эти рассуждениями Дина просто прикрывает свою жадность. А я бы то же не стала делать скидку, выслушав аргументацию Дины, а вы?