Найти тему

70 дней в стеклянной коробке

Оглавление

Семья курдов прилетела в Россию из Ирака, бежав от войны и притеснений. Они просили убежища, а получили — уголовное дело. 70 дней двое взрослых и четверо детей жили в курительной комнате аэропорта, спали на полу и мылись в туалете. История закончилась благополучно после того, как на семинаре «Мемориала» юристы обсудили историю «узников Шереметьева» с одним из руководителей миграционной службы

В поисках спасения


10 сентября 2015 года семья курдских беженцев — муж Хасан Абдо Ахмед, жена Гулистан Исса Шахо и четверо детей (от 3 до 13 лет) — прилетели в Россию из Ирака. Их остановили на пограничном контроле московского аэропорта «Шереметьево». Сотрудник таможни заподозрил, что документы прибывших недействительны.

Семья сразу попросила об убежище, их задержали.

70 дней они вшестером жили в аэропорту — сначала в изоляторе временного содержания (ИВС), затем в курительной комнате транзитной зоны терминала Е, которую журналисты будут называть в своих публикациях стеклянной коробкой. С документами у семьи действительно было не всё в порядке. На двух младших детей бумаги оформить не успели, к визам остальных тоже можно было придраться. Однако эти тонкости не так важны: в соответствии с
Конвенцией ООН о статусе беженцев, которую обязалась соблюдать Россия, людей, которые просят убежища, не должны наказывать, если они приехали в страну нелегально. Для сотрудника таможни неважными оказались международные обязательства России.

Фото: Роза Магомедова
Фото: Роза Магомедова


13 сентября Хасан и Гулистан попросили об убежище письменно. В заявлении они указали, почему были вынуждены уехать. «У нас не было другого выхода, так как исламисты-террористы убивают всех мужчин-курдов, а женщин и детей уводят в рабство», —
цитировала текст обращения Meduza. Известно, что курдов, оказывающихся в руках «Исламского государства» (ИГ), ждут насилие, рабство и гибель.

Еще когда семья была в ИВС, им удалось связаться с сестрой Гулистан, живущей в Самаре. Она приехала в Москву и обратилась в комитет «Гражданское содействие». Комитет привлёк к помощи адвоката Розу Магомедову, сотрудничающую с Правозащитным центром «Мемориал».

Роза Магомедова, адвокат:

23 сентября семью привезли в Химкинский городской суд и избрали меру пресечения в виде залога — по 50 тысяч рублей. «Следствие изначально собиралось просить суд о заключении беженцев под стражу, но потом ходатайствовало о залоге: если бы родителей поместили в СИЗО, детей пришлось бы отправить в детский дом. Родственники, жившие всё это время на Курском вокзале, заплатили эти деньги за Хасана и Гулистан», — сообщала Meduza. Семью вернули в аэропорт.

Гулистан
рассказывала журналистам, в каких условиях живёт семья. Они сидели в одном и том же месте недалеко от капсульного отеля в терминале E. Гостиницу позволить себе не могли. Спать приходилось на полу — на одеялах, привезённых из Ирака. Ночью уснуть было почти невозможно из-за кондиционеров — с собой у них были только летние вещи. Мыться приходилось в общественных туалетах.

Фото: Роза Магомедова
Фото: Роза Магомедова


Гулистан подозревала, что после нахождения в ИВС у детей появились вши. Она просила пограничников о медицинской помощи, но врач так и не появился. Их не обеспечивали ни едой, ни водой. Несколько передач с едой и фруктами семье отправила сестра Гулистан.

Чудо на ручном управлении


Весь сентябрь и октябрь адвокат Роза Магомедова пыталась вытащить семью из транзитной зоны. Просила их родственников связаться с полицейским участком, где Хасану и Гулистан выдавали паспорта. Звонила в иракское посольство и просила содействовать в получении российской визы по иракским паспортам. 30 октября семья узнала, что им отказано в предоставлении убежища. После отказа Гулистан на несколько дней попала в неврологическое отделение Химкинской городской больницы.

Спустя две недели семья Ахмед с адвокатом Магомедовой опротестовали отказ ФМС. Через пять дней за ними приехали приставы и привезли в суд, где
признали виновными по уголовному делу о незаконном пересечении границы. Каждого из родителей оштрафовали на 10 тысяч и вернули в аэропорт.

-3

Спасение пришло внезапно. В одном из семинаров «Мемориала», где обсуждали и ситуацию с семьей, участвовал начальник отдела по вопросам убежища ФМС России Владимир Ручейков. После звонка одному из своих подчинённых он сказал, что следует повторно подать заявление о предоставлении убежища. В тот же день в аэропорт приехали сотрудники ФМС, приняли у семьи ходатайство о статусе и предложили им ехать в центр временного размещения «Серебряники» в Тверской области.

«То, чего не могли сделать за два месяца, было сделано за полдня», -
писала руководитель Сети «Миграция и право» Светлана Ганнушкина. Глава ФМС Константин Ромодановский сообщил «Интерфаксу», что семью отправили в центр временного размещения. 26 апреля 2016 года они получили временное убежище.

Еще четыре истории о добрых людях

21 июля 2014 года Министерство юстиции РФ включило Правозащитный центр «Мемориал» в «реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»