Слово "киноман" в России, имеет как минимум два значения. Фильм "Игла", скорее всего, смотрели и те и другие.
В перестройку снимали много всякого... Но некоторые фильмы смогли завоевать сердца зрителей. "Игла" - безусловно, один из таких.
Снимал "Иглу" молодой режиссёр и казах Рашид Нугманов. Ну, точнее, он ещё был студентом и киношный диплом не получил. А вот казахом был самым настоящим и это сыграло важную роль.
Во времена съёмки "Иглы" казахстанский кинематограф набирал обороты. Нугманов, будучи студентом на каникулах, приехал в Алма-Ату, где ему и предложили снять фильм.
Точнее, доснять. Фильм уже был на этапе производства, но из-за внутренних противоречий съёмки встали. Ну а часть бюджета уже, естественно, была потрачена.
Доделывать за кого-то работу - это такое себе. Но во-первых, у Нугманова уже были мысли снять кино про Моро, а этого героя можно было перенести в "Иглу". Во-вторых, почему бы не снять кино с друзьями за государственный счёт?
Именно такие условия отечественному кинематографу Рашид Нугманов и поставил: допиливаем сценарий и меняем съёмочную группу. Кинематограф, как мы знаем, согласился.
Одна из отличительных особенностей этого кино в том, что снимались в нём, в основном, любители. К профессионалам можно отнести разве что Александра Баширова, да и он во время съёмок был ещё студентом.
Цой так и вовсе играет "Цоя". Даже одежду изменять не стали. Но это то как-раз стало плюсом картины, учитывая киноманию тех лет.
Сценарий фильма тоже выглядит довольно любительским. Кем является главный персонаж, куда он идёт, почему ему должны деньги, зачем он спасает Дину, выживает ли он в итоге? Ответа на все эти вопросы фильм не даёт.
Кто-то скажет, что персонажи не раскрыты. Нугманов говорит, что это "открытое кино" и додумывайте сами.
Снимать фильм отправились в Алма-Ату. В качестве актёров набрали людей из рок-н-ролльной тусовки. Съёмки проходили задорно. По воспоминаниям съёмочной группы, съёмки вообще не сильно отличались от вечерних посиделок.
Виктор Цой, вечерами, после съёмок, даже умудрился дать два концерта в местной школе. В фильме снимался учитель математики из этой школы и он решил, что неплохо было бы провести классный час с Цоем. Ну а Виктор, будучи человеком отзывчивым, не отказал.
Дружеская и лёгкая атмосфера на съёмках порождала немало импровизации. Лучшим её примером является, пожалуй, монологи о политической ситуации от героя Александра Баширова.
Перед съёмками этой сцены Баширов потерялся. Но нашёлся довольно быстро, в вытрезвителе.
Начинающего актёра привели на съёмочную площадку в том состоянии, в котором и нашли и предложили поимпровизировать с диалогом.
То ли вопреки своему состоянию, то ли благодаря ему, Баширов свой монолог выдал.
На успех Рашид Нугманов не особо рассчитывал. Съёмочная группа просто интересно проводила время за счёт государства, попутно снимая кино.
Однако, успех, хоть и не ошеломляющий, был. За первый год после выхода, "Иглу" посмотрели 15 миллионов человек.
Фильм этот, как и положено культовым, набирал популярность постепенно и сегодня является кинематографическим памятником кино любительскому и "КИНО" цоевскому.