Найти тему
www.pogranec.ru

Дервиш "Москва – Крайний Север - далее везде…"

(Дорожные воспоминания)

Грустные мы какие-то истории, Санек, людям рассказывает про авиацию нашу грешную. А вот было в моей жизни несколько историй, смешных и откровенно казусных.
Северные перелеты, да и вообще любые перемещение по Северу, это отдельная песня (роман, если хочешь), автор которого еще не родился. Были в Истории "певцы Севера", и имя им "легион", но вот собрать в единую кучу все истории – дело невозможное.

О чем это я? Ах да, про авиацию. Точнее про один мой перелет в обратном, можно сказать, направлении.
Вспоминая классика, вот и назову я эту историю "Москвы – Крайний Север – далее везде…"

А дело было так.
Приехал я на Чукотку в уже давнем 89 году. Аккурат 26 февраля. Перевелся я сюда банальным переводом с одного места работы на другое. Ну, и "привез" с собой "хвост" в виде неиспользованного отпуска.
Руководство долго думало, что же делать с моим "довеском", ну и, не мудрствуя лукаво, приняло "соломоново" решение: дабы не объединять два отпуска (жирно будет, молодой ищщо), двигай-ка ты, уважаемый, в досрочный отпуск. Причем с оплатой дороги, что на Северах, как ты знаешь, Санек, дело архиважное (выражаясь цитатой мудрейшего Владимира Ильича).
Ну, поскольку я на Севере человек был свежий, то и отпуск был у меня короткий: какой-то там месяц.
Так или иначе, отпуск пролетел незаметно, и подошло время возвращаться в теперь уже родной городок.
Улетал я из Москвы ровнехонько 19 апреля. На деревьях уже вовсю зеленели свежие листочки, пробивалась первая травка, по улицам столицы с метлами и совками, отрабатывая субботник, метались школьники и студенты, младшие и старшие научные сотрудники, учителя и рабочие. Колхозники, как ты сам помнишь, в те годы весной еще в полях пахали и сеяли. Было того ЧТО пахать и ЧТО сеять…
В Домодедово, куда я прибыл ровно за три часа до отлета, градусник имени товарища Цельсия показывал почти летнюю температуру +19. Одет я был соответственно градусам: кроссовки (но теплые), летняя "ветровка", под которой была поддета легкая футболка.
Зато (уже был я научен старожилами местными) в спортивной сумке, прямо сверху, были уложены свитер, изготовленный братским китайским народом, пуховик из гагачьего пуха, выщипанного на ближайшей птицефабрике, перчатки, полученные в дар от славных представителей полярной авиации, и шапка из меха самого яростного полярного хищника - росомахи.

На регистрации, как это всегда было, есть и будет впредь, пошло сколачивание группировок для перелета.
Поясняя несведущему читателю, скажу, что перелет (беспосадочный) к нам занимает около 9 часов. Поэтому лететь лучше в дружной и проверенной "команде".
Тем более, возможны непредвиденные обстоятельства, типа посадки на запасной аэродром "по погодным условиям" где-нибудь в Магадане, Елизово, или Чокурдахе, что чревато дополнительными расходами, которыми делятся по-братски между собой членами "команды".
Вот и у нас сложилась такая "команда", куда вошли Ваш покорный слуга, главный геолог с отделенного прииска, мент-старик (в полном смысле слова: тридцать пять календарных оттрубил на Северах), и некий прапорщик славных Пограничных войск.
Уже в самолете мы обнаружили, что пассажирами самолет заполнен только на 1/4 часть.
Летели мы, и какая-то группа, состоящая из примерно 15 мужчин и женщин явно командировочного вида.
Одеты, и это понятно, командированные были легко: какие-то пиджачки с галстуками у мужиков, легкие летние платья или деловые костюмчики у женщин.
Ну, летят себе люди в командировку, и пусть летят, Аэрофлот все выдержит и вынесет, а Чукотка всех примет…

Ну, перелет начинался традиционно: пилот бодрым хрипло-прокуренным голосом поздравил нас с началом полета, стюардесса ласково потребовала пристегнуться и не курить во время полета.
К голосу пилота мы отнеслись с пониманием, к требованию стюардессы –индифферентно: мало ли, что она там говорит, а мы курили, курим, и будем курить. Шутка ли, девять часов полета без дыма в легких.
Это не то, что уши, все остальные члены в трубочку завернутся!
Поскольку народу в самолете практически не было, мы комфортно расположились на нескольких рядах кресел. Один ряд сложили, и получился импровизированный стол.
На стол пошло то, что Бог послал.
Вспоминая классиков, таиться не стану, и скажу, что "Бог послал" нам в тот день шмат розоватого украинского сала, два круга душистой колбасы домашнего приготовления того же братского славянского народа, трехлитровую банку маринованных огурчиков, десяток сваренных вкрутую яиц, много первой молодой зелени: укропчик там всякий, петрушечка, несколько головок молодого чесночка.
Прапор-погранец выложил (Сань, только не падай с табуретки) 100-граммовую баночку икры и нарезанный тонюсенькими ресторанными порциями балык (это додуматься нужно было: везти из отпуска или командировки на Чукотку традиционную, можно сказать национальную, пищу). Ну, да дареному коню, сам знаешь куда, не смотрят. Везет, значит так ему нужно. Северяне народ не любопытный.
Из спиртного на столе появились: опять же трехлитровая банка первосортного свекольного самогона, банальная грелка с неразведенным спиртом, две бутылки "Столичной" (классической, о паленой тогда еще и слыхом не слыхивали), и бутылок пять "Жигулевского", производства фабрики Бадаева.
Наши попутчики, периодически поглядывая на наш скромный стол, о чем-то усиленно таинственно зашептались со стюардессой. В конечном итоге им принесли на всю компанию 2 бутылки коньяка, и что-то там перекусить, типа самой далеко-перелетающей в мире птицы - аэрофлотовской курицы.
В общем, полет наш проходил в духе полного взаимопонимания.

Но вот, что насмерть сразило в попутчиках – это какая-то брезгливая пренебрежительность к нам, простым смертным северянам, после принятого ими коньяка.
И это попутчикам было не так, и то – не этак.
То один подойдет: "Вы громко не разговаривайте...матом", то второй: "Вы не курите в туалете!".
В общем – задрали они нас своей моралью до конца полета так, что геолог не выдержал, да и послал всю группу персонально, и их персональный багаж в частности, в места, от которых Чукотка располагается совсем недалеко, почти на одном меридиане глобуса, ну, туда еще трое суток на собаках добираться.
Группа возмутилась, и предупредила нас смертными карами по прибытии со стороны отдела внутренних дел на авиационном транспорте, на что притихший было дед МВД, крякнул, и трехэтажно заявил на весь салон: "А вот это х… вам всем по всем вашим сусекам!"
Гы-гы… Он, Санек, в этом самом отделе и работал.
Командированные притихли и молчали почти до того момента, как стюардесса бодрым голосом объявила: "Тыры-пыры, так и сяк, самолет наш совершает посадку в аэропорту, температура восемнадцать градусов". При этом она не добавила всего лишь одного короткого слова - "МИНУС".
То есть "минус восемнадцать градусов".

Вытряхнув из сумок и баулов заранее припасенные зимние вещички, мы начали дружно одеваться. Геолог, натягивая через голову роскошный двухслойный свитер домашней вязки, бодро спросил стюардессу: "Девушка, а ветер какой?"
Та с ласковой, отрепетированной многочисленными перелетами, улыбкой кротко ответствовала: "Девятнадцать. По полосе".
Геолог крякнул, молча кивнул, достал из рюкзака второй свитер и натянул на себя.
Что случилось с командированными, нужно было видеть. Они дико гоготали, и откровенно показывали на нас пальцами. Дамы достали даже платочки, дабы утереть выступившие от смеха слезы. Ржачка продолжалась почти двадцать минут, пока наш лайнер снижался.

Когда дутики авиационных шасси зашуршали по бетонке ВПП аэропорта, я выглянул в иллюминатор. Картина была довольно приятная глазу. На недалекой гряде сопок толстыми спрессованными пластами лежал снег, ярко светило апрельское солнышко, искрясь в морозном инее, а по полосе тянулись длинные языки низовой метели.
Командированные продолжали истерически ржать даже того, когда лайнер остановился, и к нему подогнали трап.
Но, когда трап был пристыкован к борту самолета, а стюардесса, уже обряженная в зимнюю аэрофлотовскую униформу, открыла люк, по салону промчалась такой снежный шквал, что хохот прекратился, как по мановению волшебной палочки: раз, и тихо…
Попутчики еще ничегошеньки не поняли, но вид имели самый растерянный.

Ну, Санек, пока подогнали "скотовоз" (я так называю наши импровизированные автобусы), пока сгрузили багаж, пока народ погрузился в "скотовоз", и пока он с допустимой скоростью в 10 км/час дребезжа всем своим промороженным насквозь металлом, телепался до здания аэропорта, мы услышали о своей Чукотке в целом и Северах в частности очень даже много интересного и нового. В основном в идиоматических выражениях древне-славянского фольклора. Я даже четыре новых слова узнал…
В общем, когда командированные, поддерживая друг друга под порывами нашего сбивающего с ног легкого "бриза", наконец-то зашли в тепло аэропорта, на них было страшно и жалко смотреть. Одни только их волосы напоминали шкуру той самой росомахи, после купания в проруби где-нибудь под Оймяконом.
Ты вот фильм старый такой, "Замороженный" называется, видел? Ну, вот тогда примерно можешь представить картинку.
Но самое примечательное было в другом: оказалось, что летели командированные, не много ни мало, еще дальше, на Мыс Шмидта.
А это, как у нас говорят, уже совсем другая история, точнее другой климат и другая точка на глобусе. Мы же в Приполярье живем, а Шмидт – это уже Заполярье, это уже АРКТИКА во всей своей красе.
Позабыв свои угрозы милицейской расправой, старший из командированных подошел к нам, и робким, промороженным голосом задал только два вопроса: "А где тут можно купить теплые вещи?" и (Санек, держись за табурет) "А откуда уходят автобусы на Мыс Шмидта?"…
Представляешь себе реакцию местного населения, скопившегося в аэропорту, от этого второго вопроса?
Посылать его мы не стали: люди все-таки, человеки. Медведю в тундре тоже холодно...
Нет, вру, послали по одному адресу: мент наш договорился с коллегами, и те отвезли одного командированного до ближайшего магазина.
До сих пор жалею, что не было с собой фотоаппарата.
Вид "делегат" имел самый импозантный: два костюма, двое брюк, несколько женских косынок на шее и руках, и самая большая косынка намотана тюрбаном на голову.
…Картина "Зима 43-го года. Окружение немцев под Сталинградом"…

* * *

А меня во всей этой истории до сих пор интересует только один момент.
Какой чудак, на букву "М", отправил людей в командировку, не узнав хотя бы прогноз погоды в наших далеких северных краях, или для очистки совести, не открыв учебник географии?

Источник сайт Погранец http://www.pogranec.ru/showthread.php?t=4358

Изображение DI
Изображение DI