Уже совсем скоро выходит Cyberpunk 2077. Популярность киберпанка, как жанра и мира, только растет в широких массах. В связи с этим я наконец-таки допрошел другую известную игру в этом жанре - Shadowrun. Не первую (Returns), конечно, а уже третью. Как раз-таки первую и вторую я пролетел совсем давно, ещё в году 2014-2015, а вот Hong Kong стала тем самым камнем преткновения. В этой статье я расскажу почему так и сравню три этих игры.
Сравнение игр
Сравнивать я буду крайне субъективно и по трем основным моментам - атмосфера и геймплей. Первое имеет значение потому, что этим можно объединить графику, музыку, сюжет и внимание к деталям. Второе - потому, что это все-таки игра.
Атмосфера
Shadowrun Returns - 6/10
Shadowrun Dragonfall - 8/10
Shadowrun Hong Kong - 5/10
Dragonfall вне всякой конкуренции. Не 10/10 только потому, что всегда есть что сделать лучше. На атмосферу играют и уместные диалоги без графомании, и продуманный дизайн локаций, и появление нормального хаба с несколькими персонажами-историями. А уж дополнительные взаимодействия с баристой или продавцом еды - это огромный плюс. Вообще Dragonfall лидер по необязательным, но интересным деталям. Именно тут больше всего заметно влияние принятых дополнительных решений на итог игры.
Returns уверенно идет на второе место. Небольшое количество деталей в окружении. Неплохой дизайн локаций и персонажей. Отличный выбор сюжета, как на мой взгляд. Так аккуратно сплести технологии и магию, раскрыв через сюжет основные фишки мира Shadowrun - моё почтение.
Серьёзным минусом становится разве что легкое проклятье графомании, но это вынужденная мера, чтобы познакомить новых игроков с миром.
Hong Kong. Не откровенно слабо, однако игре очень сильно нехватает деталей. Нас впервые отправляют на восток, знакомят с восточным Shadowrun'ом. Тут было бы хорошо и взаимодействий с окружением побольше, и сюжет поприземленнее. Но нет, вот вам эпик о спасении города и количество деталей такое, будто вы тут уже были. Единственное "спасибо" - за дизайн локаций. Он даже лучше, чем в Returns. Многое можно понять по надписям на стенах, по убранству помещений и т.д.
ОДНАКО, огромным, ГИГАНТСКИМ, минусом игры является увлечение разработчиков бесмысленной болтовней. Каждый персонаж стремится выместить на тебя весь поток своего сознания. Часто появляется мысль, что "люди так не разговаривают!". В обычной жизни нет необходимости объяснять бэкграунд каждого события. Нет необходимости знакомить незнакомца с деталями своей жизни. Мы просто берем и начинаем говорить. Уже в процессе, мы задаем вопросы и выясняем то, что нам было непонятно. Разработчики как будто забыли об этом.
Геймплей
Shadowrun Returns - 4/10
Shadowrun Dragonfall - 7/10
Shadowrun Hong Kong - 8/10
Тут всё неоднозначно. Да, Returns проигрывает с отрывом т.к. игра была первой и является самой слабой в этом плане. Много механик ещё не придумали + игра самая короткая из трёх и не успевает раскрыться. Это не так сильно ощущается, когда играешь в первый раз, но возращаясь после последующих частей - явно видна ущербность.
Можно было бы так сказать про каждую, но почему тогда такой небольшой разрыв между Dragonfall и Hong Kong? Дело в том, что хоть и Hong Kong принесла много новых геймплейных фич, типа видов снаряжения, механик врагов, навыков и даже имплантов, она явно проиграла в целостности мира и возможностях взаимодействия с ним.
Итоги
С моей субъективной позиции важным показателем при сравнении трех игр стал тот факт, что я пытался пройти Hong Kong три раза. Кое-как, через силу, закончил с четвертого. Это при том, что первые две части спокойно перепроходил по 2-3 раза. Причина кроется в том, что Hong Kong затрагивает огромный пласт другой культуры, с которой игрока нужно знакомить. Вместо этого игра подсовывает нам пачку скучненьких и не влияющие на окружающий мир задач. Привыкнешь, разберешься и подзакроешь глаза на слабое раскрытие восточной культуры - поздравляю, игра зайдет. Наверное.
Dragonfall вводил нас в курс дела понемногу, позволял привыкать к родному району, к команде. Привыкнуть к местым традициям и правилам. Привыкнуть к мета-людям и культуре Германии.
Hong Kong же как будто пытается дать нам крутой сюжет, но забывает, что он будет по-настоящему крутым не из-за сверсложных поворотов, а благодаря вплетению в густую, здоровую атмосферу. Нельзя нарисовать Китай, просто озвучить это вслух и заставить игроков в это поверить. Нет, тут нет почти ничего от реального Гонконга. Вроде, вот они неоновые монолиты. Вот они порты с контрабандистами и поеденной временем техникой. Вот китайские покосившиеся лавки и такие же торгаши в них. Но я не могу поверить в их реальность, не могу погрузиться. Такой проблемы с уютными двориками Германии из Dragonfall'а у меня не возникало.