Кто из вас не сталкивался с тем, что садился за книгу, а в ней происходило что-то очень странное? Вроде читаешь русские слова, а они никак не складываются в предложения. Или герои начинают вести себя так, что ты не можешь представить их в уме.
Хочу рассказать про свои странные книги и объяснить, в чем именно их странность.
Умберто Эко «Имя розы»
Для меня этот роман — большая загадка.
Главный вопрос — для кого он написан? Читая его, представляла старика в кресле-качалке, который «с высоты своего опыта» понимает всю философию сюжета.
Мы, бедные студенты, читали роман через силу, но что-то нас не отпускало. Сюжет прочитывался вскользь. Но сложен был сам язык. Что-то древнее, церковное, имеющее отсылки к Библии и церковной литературе. На деле это детектив, по сути — это пытка.
В этом случае странная литература — это то, что ты пытаешься прочитать, но слова не складываются в предложения. Словно вышиваешь крестиком по мелкой-мелкой канве: вышиваешь долго, а результата нет.
Дж.Джойс «Улисс»
Огромнейший модернистский роман, описывающий всего 1 день из жизни дублинцев.
Роман написан в технике «потока сознания». Если просто: герой идет по улице, думая сначала о дереве, потом о друге, потом о памятнике, потом о книге и тд (это просто пример).
Ты либо не видишь логики в его мыслях, либо просто не хочешь искать среди них связь. Самое тяжелое произведение, которое, я уверена, много кто начинал, но мало кто закончил. Больше тысячи страниц, и всего 1 день...
Ладно, признаюсь, к каждой главе, почти к каждому предложению есть комментарий переводчика. Но когда в композицию врывается гомеровская «Одиссея» и миллион загадок и отсылок... Простите, это по-настоящему странное произведение.
(Роман советую читать исключительно в печатном виде, чтобы было удобно смотреть в комментарии).
Владимир Сорокин «Голубое сало»
Культовый постмодернистский роман.
Когда читаешь про грязную бездомную Ахматову, которая рождает яйцо, за право проглотить которое борются Белка, Женя, Андрюха и Иосиф, про то, как Хрущев пытает у себя дома людей, а Сталин приезжает к нему, чтобы провести ночь, про то, в каких теплых отношениях находятся Сталин и Гитлер.
И думаешь, вот это разрыв шаблонов, вот это умение адаптироваться. Здесь странная литература — это непривычное, эпатажное, но интуитивно понятное читателю.
Словом, если кто-то назвал книгу «странной», мне еще сильнее захочется ее прочитать. Чтобы адаптировать ее странность к реальности и словно оправдать ее. Если странно, значит это что-то, что требует усилий и изучения. И в этом красота литературы.
А что для вас «странная» литература?
Еще больше интересного о книгах в моем литературном блоге в Инстаграм: https://www.instagram.com/knigidlydruzei/
#книги #литература #топ 3 #писатели #необычное #искусство #творчество #краткий пересказ