Всем в детстве нравится рассматривать картинки с рыцарями в латах. А в самом ли деле они были такими и реально ли было эффективно сражаться в таком снаряжении?
Нам рассказывают и показывают порой на картинках, как долго слуги всё это железо монтировали на рыцаре и как потом поднимали его в седло с помощью рычагов или системы блоков.
И сочувственно прибавляют, при этом, что свались он потом с коня, то самому уже не встать и быть, таки, ему затоптанным толпой сражающихся.
Хотя даже сидеть во всей такой броне в ожидании атаки весьма утомительно, а рубиться часами - уж и подавно. Тем более, что не видя ничего толком через забрало, это больше без толку мечом размахивать.
Для дам - экскурсоводов в музеях и картинных галереях это простительно. Просветительные детские книжки пишутся примерно такими же «знатоками».
А если, вооружась здравым смыслом, прикинуть всё это на себя? Или пораспросить реконструкторов об их впечатлениях?
Когда начинаешь знакомится с этим вопросом поглубже, то картина вырисовывается более сложная.
Доспехи параллельно сосуществовали разные — для разных случаев.
Одно дело — это участие в турнире, когда после тщательной подготовки надо пронестись вдоль направляющих брёвен, стараясь выбить копьём противника из седла. Такой поединок продолжается считанные секунды, но даже тупое турнирное копьё проломит грудную клетку, если её хорошенько не прикрыть почти что танковой бронёй.
Другая ситуация — это стража в королевском дворце в парадных доспехах, которые должны произвести сильное впечатление на гостей. Вряд ли эти гости часто имели возможность поковырять те сверкающие латы, чтобы выяснить, что они из жести. А, иначе, попробуйте постоять на посту часами в реальной тяжеленной броне и сохранять цветущий вид при этом.
Такие же парадные латы и на портретах королей и их сановников.
В чём же реально могли тогда сражаться профессиональные вояки? И что бы вы сами предпочли на себя надеть, окажись вы на их месте?
Очевидно, что защитное снаряжение для реального боя должно быть достаточно лёгким и не сковывать движения.
Широко использовались лёгкие кожаные доспехи. Например, такие латы дал Сервантес своему персонажу — Дону Кихоту. И самому писателю в молодые годы, когда он был солдатом, спас жизнь нагрудник из воловьей кожи. При штурме крепости в Сервантеса попали несколько пуль — парочка из их увязли в нагруднике, одна пробила его, но потратила на это всю свою энергию и серьёзной раны не нанесла. И только та пуля, которая попала в руку, привела к тому, что рука отсохла и на военной карьере Сервантесу пришлось поставить крест. Зато весь мир получил великого писателя.
Кожаные латы могли быть многослойными или сетчатыми — это когда поверх накладывались ещё перекрещивающиеся ремни с заклёпками на их пересечении. Такие доспехи хорошо держали скользящий удар. Но вот от копья толком защитить не могли.
На Востоке кожаные латы также преобладали, хотя там для защиты использовали ещё и войлок. В армии Чингисхана кольчуги были только у военнначальников.
Кольчуга неплохо защищает от скользящего удара саблей. А для смягчения удара под неё надевали стёганую фуфайку. От копья и стрелы простая кольчуга защитить не могла и поэтому в неё вставляли в особо уязвимых местах специальные пластинки.
В повести Р. Л. Стивенсона, будущий король Ричард III даёт Дику кожаную куртку покрытую заходящими друг на друга по типу чешуи стальными пластинами и эта куртка надёжно защищает героя в жестокой сече. Охотно этому верю и сам бы предпочёл такой доспех в аналогичной ситуации.
Что интересно, самые древние варианты таких лат имели пластинки без отверстий с помощью которых их можно было пришить или закрепить заклёпками — их зашивали между слоями кожи или ткани. Подобным же образом делают и современные бронежилеты. Воистину, всё новое — это хорошо забытое старое.
Кстати, в древней Греции самым прочным считался холщовый панцирь, который пропитывали солью. Его не брал даже боевой топор.
На Руси и в странах Востока для защиты использовали и толстую стёганную одежду. Например, тегиляй — это самый простой и дешёвый доспех у русских и татар.
Так что ватник — это не только тёплая и лёгкая одежда, но, в какой то мере, и защита от ударов.
Вспоминаю, как меня развеселило, когда я, читая в школе роман «Пётр I» Алексея Толстого, встретил там среди воинского снаряжения «шапки бумажные», а это были стёганные на вате колпаки, которые защищали головы ратников от ударов — примерно так, как шлемы танкистов.
Помню, как в передаче «Военная тайна» на Рен ТВ реконструкторы пытались фехтовать в ведрообразных рыцарских шлемах и они поворачивались у них от малейшего удара смотровыми щелями на затылок. Я уж не говорю про дурацкие громадные рога на головах киношных псов-рыцарей.
Не знаю как вы, а я бы предпочёл лёгкий шлем обтекаемой формы с хорошим обзором, чтобы вовремя заметить удар и отразить его или уклониться. Имеет смысл разве что защитная пластинка для переносицы.
Если бы конкистадоры или Ермак Тимофеевич часами обряжались в максимилиановские доспехи, то их бы туземцы с утра пораньше или с вечера попозже спокойно вырезали.