Внимательность и воображение помогут прочитать подарок иранского шаха турецкому султану, а сам подарок сейчас находится в собрании фонда Шигабутдина Марджани. Сегодня в проекте «1 день – 1 экспонат» мы снова изучаем классическое искусство мусульманского мира.
Молитвенный ковер, намазлык – это, своего рода, маленькая мечеть. На таком ковре чаще всего изображена арка, воспроизводящая силуэт михраба – ниши в мечети, с остриём свода, при совершении намаза обращённого в сторону священного камня Каабы. Практика, связанная с повсеместным использованием молитвенных ковров, появилась примерно в X веке.
Персидский ковер, ставший центральным экспонатом на выставке «99 имен Всевышнего» из собрания фонда «Марджани», создан несколько позже, во второй половине XVI века. Но здесь мы моем прочитать все эти 99 имен. В его декоре использован тот же мотив арки, но здесь он имеет двойной смысл и может трактоваться как очертания силуэта человека, внутри которого, следуя Корану, заключено божественное начало.
– Если посмотреть внимательно, на орнамент, то здесь есть еще один момент, который напоминает нам силуэт человека. Мы видим изображение тюльпана, рисунок традиционный для исламской культуры. И в то же время, это повторение силуэта человека. Возможно здесь показано соотношение: величие, значимость, многогранность, и вот маленький я в этом большом многогранном мире, – рассказывает сотрудник центра «Эрмитаж-Казань» Валентина Братышева.
Над аркой на розовом фоне перечислены «Прекрасные имена Всевышнего» (ал-асма’ ал-хусна). Это перечень именований, которыми Бог называется в Коране и Сунне помимо главного своего обозначения «Аллах». Мусульманам предписывается упоминать их в своих молитвах и согласно хадису: «Кто запомнит их – войдет в рай».
Обещанный рай мы видим внутри пространства арки. Цветущий сад передан глубоким травянисто-зеленым фоном, покрытым вытканными серебром крупными завитками условной лозы (орнамента ислими), наложенными поверх мелких спиралей с цветочным узором. Именно в этом поле располагался верующий во время молитвы. Белый картуш с надписью «Аллаху акбар кабиран» («Господь самый великий!») обозначает место, которого касался лоб мусульманина во время земного поклона (саджда), в этот момент, дотрагиваясь руками начертаний прекрасных имен Всевышнего. В трех полосах бордюра, окаймляющих верхнюю часть ковра, переданы коранические аяты.
Последние исследования показали, что такие ковры часто преподносили в качестве шахских подарков мусульманским правителям. В частности, этот ковер – подарок иранского шаха османскому султану Селиму II. Ткани высочайшего художественного качества хранили как произведения искусства, используя их по назначению лишь в особых случаях. Причем, учитывая размеры султанских коллекций, для многих предметов такой случай так и не представился.