В детстве я любила читать зеленую книжицу «Чингизхан». А ныне, гуглила старые фото по теме и обнаружила, что в моде посты типа «8 брутальных правил Чингизхана»…
Плато Тапхар в Бурятии еще называют стоянкой великого хана Империи.
Так и представляю, как походит к нему воин и говорит: Чувак, ты так брутален, расскажи свое седьмое правило поточнее, я запишу: «Глядя на лошадиные морды и лица людей, на безбрежный живой поток, поднятый моей волей и мчащийся в никуда по багровой закатной степи, я часто думаю: где я в этом потоке?»…
Но, все же вернемся к Обоо и духам.
Обоо – культовое место поклонения местным духам, родовым или территориальным, в культуре бурят, монголов, хакасов и других тюрко-монгольских народов. Обычно оно представляет собой высокое, конусообразной формы, нагромождение камней. Обоо Чингисхана - а правильнее его было бы назвать, обоо матери Чингисхана – Оэлун, находится в труднодоступной местности, на высоте 1550 метров, в предгорьях Хамар-Дабана, там, где берет начало река Оронгой. Этому сооружению 800 лет.
На пятидесятом году жизни, в 1212 году, Чингисхан отправился на родину предков своей матери. Известно, что Оэлун была буряткой и благодаря ее воспитанию (она растила сына одна), мужеству и уму, хан и стал ханом.
Так вот, пришел он на это место, разбил лагерь и выбрал гору где построили его воины конусообразное сооружение из больших каменных глыб, высота обоо около 15-18 метров, диаметр не менее 50 метров.
И это еще не всё. Обозначив таким образом свое родовое место, Чингисхан провозгласил специальный «Их Хориг» – «Великий запрет». Согласно этому закону, территория этнической Бурятии, долина Селенги, хребты и предгорья Хамар-Дабана, озеро Байкал были объявлены сакральной заповедной зоной, здесь вводился запрет на обработку земли, строительство городов, не разрешались массовая охота и рубка деревьев.
На Обоо Чингисхана регулярно приезжали представители хана, а затем и его потомки. Поклониться матери Великого хана, которого в монгольском мире считают земным воплощением божества Очирвани (Ваджрапани), приходили представители многих монгольских родов. Но, добраться туда не просто и нужно специальное разрешение от буддистских лам.
В 1952 году к этому священному месту пришла экспедицию академика Алексея Окладникова, благодаря чему мы имеем возможность сейчас видеть на фотографиях того времени.
Предметы разных эпох, принесенные когда-то в качестве атрибутов поклонения на обоо, неплохо сохранились. Здесь до сих пор находятся стволы старинных кремнёвых ружей, наконечники, копья, луки и секиры. Стоят разного размера чугунные котлы на специальных подставках, ведра, туеса, чашки, тарелки…
Разумеется, всё это не трогают, ведь место святое.
Экскурсий туда нет и можно лишь подняться с буддистскими ламами и монахами, которые с 1998 года ламы ежегодно совершают пешие экспедиции на обоо и проводят там специальные обряды.
Ветер нес предания по степи, я сидела на скале и думала о том, как по приданию роскошная шуба его жены помогла стать ему основателем самой крупной в истории человечества континентальной империи.
Я побывала там во время экспедиции #дальневосточныйэкспресс проекта Живое наследие
Об этой поездке и пишу серию рассказов
Например, о шаманском месте- стоянка Гэсэра ( с координатами)
Чтобы не пропустить новые публикации ставьте лайк ,если понравился мой пост и подписывайтесь на мой канал Дзен ЗДЕСЬ