Смог ли внутренний туризм компенсировать последствия пандемии для турсектора?
Пандемия коронавируса негативно сказалась на индустрии туризма во всем мире. Особенно пагубны последствия для иностранного туризма, учитывая, что в последние месяцы границы были закрыты практически во всех странах мира. Как и ряд других стран, Россия стремилась компенсировать убытки от международного туризма доходами от внутреннего туризма.
Несмотря на убытки в секторе международного туризма, которые, как ожидается, к концу года достигнут 8-9 миллиардов долларов, эксперты tourism-review утверждают, что Россия «выиграла» от закрытия границ. Причина в том, что расходы россиян за рубежом больше, чем то, что страна зарабатывает на иностранных гостях.
Фактически, закрытие границы и введенные запреты на поездки позволили оставить в стране более 30 миллиардов долларов, которые в противном случае были бы потрачены в Турции, Греции и на Кипре. Это составляет примерно 2% валового внутреннего продукта России.
Правительство также ввело стимулы для поддержки роста внутреннего туризма в России. Одним из них стала программа туристического кэшбэка, которая предусматривала частичную компенсацию затрат на туристические поездки по стране в размере от 5 до 15 тысяч рублей ($65-200).
Эксперты туристической отрасли отмечают большой интерес российской общественности к программе. Правительство даже объявило о втором этапе программы с 15 октября по 5 декабря.
Однако рост спроса на внутренний туризм в России не смог полностью компенсировать потери в международных поездках. Например, в прошлом году TUI Russia отправила на внутренние туры 40 тысяч туристов, а до конца 2020 года компания планирует отправить около 150 тысяч человек.
«В 2020 год мы планировали удвоить общее число туристов, отправив в отпуск около 3 миллионов человек. Текущий финансовый год будет убыточным для компании из-за уменьшения количества клиентов. Наша выручка в этом году будет в три раза меньше, чем в 2019 году, и в шесть раз меньше запланированной », - сказал генеральный директор компании Тарас Демура.
Что сдерживает рост внутреннего туризма?
Но проблема не только в практически полном отсутствии международного туризма, но и в неудовлетворительном состоянии внутреннего туризма в России. Сегодня страна отстает от большого числа зарубежных стран по развитию этой части отрасли.
По данным Всемирной туристской организации (WTO), странами с крупнейшими внутренними туристическими рынками являются Индия, Китай и США. Крупные рынки в этой области также включают Японию, Бразилию, Францию и Испанию.
Первые три страны, а также Бразилия, превосходят Россию по численности населения, тогда как остальные страны имеют меньшее количество жителей. Причем все упомянутые страны имеют меньшую территорию. Все это означает, что потенциал внутреннего туризма в России явно недоиспользуется.
Этот вывод подтверждают и ряд статистических показателей. По количеству внутренних туристов, размещенных в отелях (на душу населения), Россия значительно уступает многим крупным странам.
Если в Японии - 2,5, в Таиланде - 1,6, в Германии - 1,4, то в России - всего 0,3. Аналогичная тенденция наблюдается и по количеству ночевок.
С точки зрения расходов крупнейшими рынками внутреннего туризма являются США (1 триллион долларов), Германия (249 миллиардов долларов), Япония (201 миллиард долларов), Великобритания (154 миллиарда долларов) и Мексика (139 миллиардов долларов).
По России WTO данных не предоставляет. Однако в 2018 году валовая добавленная стоимость всей отрасли в России составила 3,68 триллиона рублей (около 58,9 миллиарда долларов), а это означает, что объем отечественного сектора еще меньше.
Выше мы говорили о программе туристического кэшбэка, реализуемой правительством России, и об энтузиазме экспертов в этом отношении. Однако с этой инициативой были связаны некоторые проблемы. Во-первых, программа была краткосрочной (всего 1 неделя). За это время было продано туров всего на 1,4 миллиарда рублей (18,5 миллиона долларов).
Таким образом, лимит средств, выделенных на эту программу (15 миллиардов рублей - 198 миллионов долларов), практически остался неиспользованным. Также с учетом того, что размер компенсации за туры по стране не превышал 20% от стоимости тура, реально на поддержку внутреннего туризма России по программе можно потратить не более 280 млн рублей, или менее 2 % от выделенных на это средств.
Низкий спрос был связан, среди прочего, с низким уровнем оплаты труда. В ряде зарубежных стран компенсации были намного выше. Например, в Греции сотрудникам частных компаний были выданы ваучеры на сумму около 350 долларов для поездок внутри страны. В Италии на проживание в отеле предоставлялись ваучеры на сумму от 180 до 600 долларов (в зависимости от размера семьи). Также важно, что эти программы, как правило, действуют несколько месяцев, а не одну неделю, как в России.
Как стимулировать туризм?
Для роста внутреннего туризма в России необходимы системные меры. Эти меры должны быть нацелены на улучшение туристической инфраструктуры не только в регионах, традиционно зависящих от туризма, но и в других направлениях страны, имеющих туристический потенциал.
Текущая ситуация несколько несбалансированная, поскольку основная туристическая инфраструктура (45% всех гостиничных номеров) находится в южных регионах, прежде всего в Краснодарском крае и Республике Крым, а также в крупных городах - Москве и Санкт-Петербурге.
Наибольший объем инвестиций направлен в эти же регионы - в 2019 году он достиг 66%. 38% таких инвестиций было направлено только в Крым. Остальные регионы остаются вне поля зрения властей, инвесторов и туристов. Ситуация должна измениться, чтобы внутренний туризм в России начал оказывать существенное влияние на рынок.