Найти тему

Выиграла ли экономика России от закрытых границ

Оглавление

Смог ли внутренний туризм компенсировать последствия пандемии для турсектора?

Пандемия коронавируса негативно сказалась на индустрии туризма во всем мире. Особенно пагубны последствия для иностранного туризма, учитывая, что в последние месяцы границы были закрыты практически во всех странах мира. Как и ряд других стран, Россия стремилась компенсировать убытки от международного туризма доходами от внутреннего туризма.

Несмотря на убытки в секторе международного туризма, которые, как ожидается, к концу года достигнут 8-9 миллиардов долларов, эксперты
tourism-review утверждают, что Россия «выиграла» от закрытия границ. Причина в том, что расходы россиян за рубежом больше, чем то, что страна зарабатывает на иностранных гостях.

Фактически, закрытие границы и введенные запреты на поездки позволили оставить в стране более 30 миллиардов долларов, которые в противном случае были бы потрачены в Турции, Греции и на Кипре. Это составляет примерно 2% валового внутреннего продукта России.

Правительство также ввело стимулы для поддержки роста внутреннего туризма в России. Одним из них стала программа туристического кэшбэка, которая предусматривала частичную компенсацию затрат на туристические поездки по стране в размере от 5 до 15 тысяч рублей ($65-200).

Эксперты туристической отрасли отмечают большой интерес российской общественности к программе. Правительство даже объявило о втором этапе программы с 15 октября по 5 декабря.

Однако рост спроса на внутренний туризм в России не смог полностью компенсировать потери в международных поездках. Например, в прошлом году TUI Russia отправила на внутренние туры 40 тысяч туристов, а до конца 2020 года компания планирует отправить около 150 тысяч человек.

«В 2020 год мы планировали удвоить общее число туристов, отправив в отпуск около 3 миллионов человек. Текущий финансовый год будет убыточным для компании из-за уменьшения количества клиентов. Наша выручка в этом году будет в три раза меньше, чем в 2019 году, и в шесть раз меньше запланированной », - сказал генеральный директор компании Тарас Демура.

Что сдерживает рост внутреннего туризма?

Но проблема не только в практически полном отсутствии международного туризма, но и в неудовлетворительном состоянии внутреннего туризма в России. Сегодня страна отстает от большого числа зарубежных стран по развитию этой части отрасли.

По данным Всемирной туристской организации (WTO), странами с крупнейшими внутренними туристическими рынками являются Индия, Китай и США. Крупные рынки в этой области также включают Японию, Бразилию, Францию ​​и Испанию.

Первые три страны, а также Бразилия, превосходят Россию по численности населения, тогда как остальные страны имеют меньшее количество жителей. Причем все упомянутые страны имеют меньшую территорию. Все это означает, что потенциал внутреннего туризма в России явно недоиспользуется.

Этот вывод подтверждают и ряд статистических показателей. По количеству внутренних туристов, размещенных в отелях (на душу населения), Россия значительно уступает многим крупным странам.

Если в Японии - 2,5, в Таиланде - 1,6, в Германии - 1,4, то в России - всего 0,3. Аналогичная тенденция наблюдается и по количеству ночевок.

С точки зрения расходов крупнейшими рынками внутреннего туризма являются США (1 триллион долларов), Германия (249 миллиардов долларов), Япония (201 миллиард долларов), Великобритания (154 миллиарда долларов) и Мексика (139 миллиардов долларов).

По России WTO данных не предоставляет. Однако в 2018 году валовая добавленная стоимость всей отрасли в России составила 3,68 триллиона рублей (около 58,9 миллиарда долларов), а это означает, что объем отечественного сектора еще меньше.

Выше мы говорили о программе туристического кэшбэка, реализуемой правительством России, и об энтузиазме экспертов в этом отношении. Однако с этой инициативой были связаны некоторые проблемы. Во-первых, программа была краткосрочной (всего 1 неделя). За это время было продано туров всего на 1,4 миллиарда рублей (18,5 миллиона долларов).

Таким образом, лимит средств, выделенных на эту программу (15 миллиардов рублей - 198 миллионов долларов), практически остался неиспользованным. Также с учетом того, что размер компенсации за туры по стране не превышал 20% от стоимости тура, реально на поддержку внутреннего туризма России по программе можно потратить не более 280 млн рублей, или менее 2 % от выделенных на это средств.

Низкий спрос был связан, среди прочего, с низким уровнем оплаты труда. В ряде зарубежных стран компенсации были намного выше. Например, в Греции сотрудникам частных компаний были выданы ваучеры на сумму около 350 долларов для поездок внутри страны. В Италии на проживание в отеле предоставлялись ваучеры на сумму от 180 до 600 долларов (в зависимости от размера семьи). Также важно, что эти программы, как правило, действуют несколько месяцев, а не одну неделю, как в России.

Как стимулировать туризм?

Для роста внутреннего туризма в России необходимы системные меры. Эти меры должны быть нацелены на улучшение туристической инфраструктуры не только в регионах, традиционно зависящих от туризма, но и в других направлениях страны, имеющих туристический потенциал.

Текущая ситуация несколько несбалансированная, поскольку основная туристическая инфраструктура (45% всех гостиничных номеров) находится в южных регионах, прежде всего в Краснодарском крае и Республике Крым, а также в крупных городах - Москве и Санкт-Петербурге.

Наибольший объем инвестиций направлен в эти же регионы - в 2019 году он достиг 66%. 38% таких инвестиций было направлено только в Крым. Остальные регионы остаются вне поля зрения властей, инвесторов и туристов. Ситуация должна измениться, чтобы внутренний туризм в России начал оказывать существенное влияние на рынок.