В 1911 году для войны с Турками итальянцы построили первый башенный броневик, который был применен в реальных боевых действиях - Autoblindo Isotta Fraschini mod.1911. Броневик получился удачным, служил итальянской армии в Первой мировой войне, попал в плен и применялся австрийской армией. В 1912 году был произведен еще один броневик на шасси Isotta Fraschini tipo RM, который так же воевал в Африке. Но в 1914 году в Россию из Англии приплыл еще один броневик с точно таким же бронекорпусом, как и у итальянских машин. Значит был и третий? Или не был?
Autoblindo Isotta Fraschini mod.1914. (Isotta Fraschini tipo KM)
Страна: Англия/Италия?
Производитель: Societa Milanese d’Automobili Isotta Fraschini & Сіа/Charles Jarrott & Letts Ltd?
Год производства: 1914
Кол-во: 1
Экипаж: 3 чел
Шасси: Isotta Fraschini Tipo KM
Бронирование: 4 мм
Масса: 3 тонны
Вооружение: 2х 6,5-мм Fiat-Revelli Modello 1914
Двигатель: Isotta Fraschini KM, 100/120 л.с. 10618 см3.
Эта статья является частью цикла статьей о российских броневиках Первой мировой войны, построенных в 1915-1917 годах по российским проектам. Предыдущая часть о бронеавтомобилях штабс-капитана Мгеброва здесь - Русские "офицерские" бронеавтомобили. Часть 17. Броневики Мгеброва. 1915. Уайт-Ижорский.
В 1911 году итальянская армия заказала у нескольких фирм бронеавтомобили для борьбы с турками и поддерживавшими их племенами в Ливии. Это была первая полноценная война с применением современного оружия: авиации, бронемашин, пулеметов. Поставленный фирмой Изотта-Фраскини броневик имел удачную конструкцию с башенной пулеметной установкой, крепкое грузовое шасси и хороший 40-ка сильный двигатель. В 1912 году первый броневик был модернизирован и еще дополнительно были поставлены в африканскую армию 1 или 2 броневика на том же шасси.
Историю ранних броневиков производства Изотта-Фраскини можно почитать здесь 5.9. Итальянские Автоблиндо. Часть 1. Autoblindo Isotta Fraschini mod.1911. Первый в длинном ряду, но не комом. И здесь 5.10. Итальянские Автоблиндо. Часть 2. Autoblindo Isotta Fraschini (Tipo RM). 1912.
В 1914 году броневик «Изотта-Фраскини» был куплен комиссией полковника Секретева, выехавшей в Англию для приобретения автомобилей и бронемашин, у фирмы известного английского гонщика Чарльза Жарротта - Charles Jarrott & Letts Ltd. Фирма Жаротта занималась торговлей и подготовкой к гонкам легковых автомобилей. По мнению гонщика лучшим автомобилем для шоссейных гонок в 1914 году был итальянский автомобиль Isotta Fraschini Tipo KM.
Существует несколько мнений о том, как и где был этот броневик произведен. По мнению одного их ведущих специалистов по истории первой мировой войны Максима Коломийца (Коломиец М.В. Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне. -М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2008), броневик был одним из тех, которые были произведены для Итальянской армии в 1911-1913 годах, и его просто перепродал Жарротт их русской комиссии. Версия к которой склоняются английские авторы это то, что шасси Isotta Fraschini Tipo KM было куплено Жарроттом для гонок, а потом для России он спроектировал бронекорпус и поставил его на непроданное шасси. Обе версию хромают. По фотографиям машины из английской прессы явно видно, что на ней стоит 4-х цилиндровый двигатель типа IM, который отличался несъемной головкой и Y образным расположением клапанов в специальных стаканах. Характерным отличием для машин с такими двигателями являлся так же Y образный вид впускных трубопроводов. Ставить бронекорпус на шасси машины, которых было выпущено чуть менее 40 штук было явно не по итальянски, тем более они хорошо понимали, что грузового шасси достаточно для броневика.
Английская версия начинает вызывать вопросы, когда просто сравниваешь бронекорпуса для итальянских броневиков типа Isotta Fraschini tipo RM и бронекорпус Жарротт-Изотта-Фраскини. Они почти идентичны, за исключением деталей, поэтому говорить о том, что этот бронеавтомобиль был конструкции Чарльза Жарротта то же не приходится. Позволю себе высказать еще одну версию, которая ближе к английской. Бронекорпус на шасси скоростного автомобиля Isotta Fraschini tipo KM, купленного еще до войны Чарльзом Жарроттом для продажи или участия в гонках, был построен по документации итальянцев. Тем более, что в 1913 году фирма Charles Jarrott & Letts Ltd показывала такой автомобиль на Лондонском мотор-шоу. Будучи в хороших отношениях с производителем, Чарльз Жарротт знал о выпущенных несколькими годами ранее бронеавтомобилях на шасси грузовиков Isotta Fraschini 16А. И с началом войны предложил Морскому ведомству бронировать свое шасси по итальянскому проекту.
Конечно Жарротт мог купить бронекорпус в Италии, тем более в тот момент Италия не воевала. Но если сравнить два броневика - итальянский и британский в глаза бросается разница в отделке. Британская машина выглядит сделанной гораздо качественнее итальянской, видна рука мастера. Вторым существенным фактором может быть то, что все броневые листы на британском изделии плоские, в то время как на итальянском броневике круглая пулеметная башня, закругленные задние крылья и даже защита щелей радиатора округлая. Это говорит о том, что бронекорпус английского броневика собирался в мастерской, в которой не было оборудования для работы с броней. Если посмотреть на бронемашины, выпущенные в 1914 году в Англии можно отметить, что фирмой Baker, известным поставщиком карет, было поставлено по индивидуальным заказам два броневика на шасси Тальбо и Роллс-Ройса с теми же особенностями - например с граненой башней.
Броневик, будем называть его условно Жаротт-Изотта-Фраскини, заметно отличался от его старшего брата из Италии. Первой в глаза бросается конечно граненая башня. Но есть еще много отличий: заметно более длинный капот, задние бронированные крылья большего размера и только с прямыми углами, большего размера, нижерасположенное окно для водителя, двери с обоих сторон отделения управления, накладные крышки защиты прорезей в защите радиатора, в отличие от выштампованных у итальянца.
В полном варианте версия выглядит так: на купленное фирмой Чарльзом Жарроттом шасси в Англии, скорее всего на кузовной фирме, которая ранее работала в основном с деревом, такой как Baker, был установлен бронекорпус из стали толщиной 4-5 мм. С высокой степенью вероятности документацию на бронекорпус Жарротт получил или купил у своих Партнеров в Изотта-Фраскини.
RNAS (Авиационная служба Военного флота) кроме того, что уже плотно сотрудничала с фирмами Роллс-Ройс и Тальбо, понимала, что совершенно бесполезно покупать броневик, серийное производство которого было невозможно, и запасных частей к которому было не найти. И тут очень удачно в Англии оказалась русская комиссия под руководством полковника Секретева, которая, кроме того что размещала заказы на производство, скупало все что есть на четырех колесах и что можно было применить в армии. После очень коротких переговоров 2 октября 1914 года договор был подписан и уже в декабре 1914 года бронемашина «Изотта-Фраскини» приплыла в Россию. Но к этому времени в Русской императорской армии уже накопили опыт использованиям бронемашин и сразу по приезду броневик Жаррот-Изотта-Фраскини был признан непригодным для использования в армии, в основном по причине тонкой брони и неудачного расположения оружия. Но шасси то было отличным, и в Высшей автомобильной школе его было решено перебронировать по проекту Штабс-Капитана Мгеброва. Так итальянская машина получила третью жизнь, самую насыщенную и удачную.
Бронеавтомобиль, купленный у Чарльза Жарротта, не по своей воле, а только по желанию журналистов, поучаствовал в поддержании "танковой" истерии, охватившей русский генералитет, а за ним и просто офицеров и солдат. Учитывая то, что вплоть до 1917 года на русском фронте вообще у германской армии не было броневых сил, а у австрийцев всю их бронетехнику можно было пересчитать по пальцам одной руки, слухи о применении бронемашин циркулировали по фронту и в тылу, множились в отчетах и донесениях. И это учитывая то, что в Русской армии бронетехники было на порядок больше чем у германской даже в последний год войны. В одном из русских изданий было опубликовано фото гигантского броневика, высотой в четыре этажа, в башне которого спокойно стояло 5 человек с подписью: "Самый большой германский блиндированный автомобиль". Мастера "фотошопа" начала века все таки немного доработали фотографию Изотта-Фраскини, поменяв ей колеса на более внушительные с башмаками, добавив по две фары с каждой стороны. Получилось неплохо! Может именно эта "фотожаба" подвигла Лебеденко на проект его "Царь танка", а Военное-министерство выделить на его чудо деньги.
Эта статья продолжения цикла о российских бронеавтомобилях времен первой мировой войны, продолжение о пулеметных броневиках здесь - Русские "офицерские" бронеавтомобили. Часть 19. Броневики Мгеброва. 1915. Изотта-Фраскини.
Источники:
А.Г. Солянкин, М.В. Павлов, И.В. Павлов, И.Г. Желтов «Отечественные бронированные машины. ХХ век.» (1 том)- М.: ООО «Издательский центр «Экспринт», 2002.
Коломиец М.В. Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне. -М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2008. -448 с.: ил.
Коломиец М.В. К 61 Русские броневики в бою. Бронечасти Первой Мировой / Максим Коломиец. – М.: Стратегия КМ : Яуза : Эксмо, 2013. – 176 с.: ил. – (Война и мы. Танковая коллекция).
http://www.retrovisore.it/le-isotta-fraschini-a-quattro-cilindri/
https://www.thesahb.com/snapshot-19-1914-armoured-car/