Найти тему
Всадник с головой

Управление мотоциклом. База+ Статья 7

Взято из яндекс-картинок. Дрифт- он же ж управляемый занос
Взято из яндекс-картинок. Дрифт- он же ж управляемый занос

Занос и хайсайд

Упражнения: блокировка заднего колеса на прямой, поводки с заблокированным колесом, глубокий занос, контроль наклона в заносе.

Как положить мотоцикл?

Что ж, мы научились управлять тягой, научились поворачивать и научились тормозить. В принципе, это минимальная базовая подготовка.

Однако есть ещё факультатив: ряд приёмов и упражнений, которые я давал тем ученикам, которые быстро усваивали программу. Назовём это: база-плюс.

И на первое у нас заносы.

Это опять же типовая штука в аварийных ситуациях. Заднее колесо теряет сцепление с дорогой- или в результате его блокировки при резком торможении, или в процессе поворота. Оно смещается в сторону относительно направления движения, после чего снова хватается за асфальт. Поскольку положение мотоцикла с направлением движения не совпадает, возникает опрокидывающий момент. Байкер летит через руль, и называется это «хайсайд»- исход, так сказать, верхом:

-2

Очевидно, что здесь у нас заднее колесо пытается «догнать» переднее.

И если занос начался на экстренном торможении по прямой, передний тормоз нужно отдать как можно быстрее, иначе заднее колесо не просто догонит переднее, но и перегонит.

Если же мы говорим о заносе в повороте, то смещение колеса происходит из-за центробежной силы, причём её величина будет зависеть от скорости и радиуса виража. Там, где мы решили повернуть, и переднее колесо с нами согласилось, заднее, заскользив по асфальту, неожиданно решило продолжить прямолинейное движение. И только центробежная сила решает, проскользит наша корма полметра и успокоится или будет скользить пока мотоцикл не ляжет.

Как понятно из картинки, в заносе нам нельзя давать колесу восстановить сцепление с асфальтом, пока мы не выровняем мотоцикл.

Занесло - колесо схватилось за асфальт - будет хайсайд.

Занесло – выровнялись - колесо схватилось за асфальт - всё чин-чинарём:

-3

В случае, если занос был вызван блокировкой колеса задним тормозом, восстановление сцепления произойдёт, как только мы тормоз отпустим. Т.е. мы держим педаль нажатой, пока мот не встанет на вектор движения. Как только выровнялся- отпускаем.

В случае, если занос произошёл в повороте, всё сложней. Колесо восстановит сцепление, когда центробежная сила сойдёт на нет, или, когда под него попадёт более «цепкий» участок дорожного полотна, или если мы это колесо умудримся загрузить.

Как нам выправить занос?

Вот здесь будет обширная ремарка.

Разыскивая иллюстрации к этой статье в интернете, я наткнулся на бурное обсуждение данного вопроса на bikepost. Комрады там под впечатлением от перевода американской книжки какого-то «специалиста по трековой безопасности». Так вот, этот специалист говорит, что в случае заноса на прямой вообще ничего делать не надо. Мотоцикл стабилизируется сам, главное, не дать схватиться колесу, пока он это делает. Если же отработать рулём в сторону заноса, пишет американский специалист, занос углубится.

Это противоречит моему опыту. Лет пять назад я сдал мотоцикл на ТО, и мастер сорвал резьбу сливной пробки картера. Он посадил пробку на герметик, а мне ничего не сказал. Через две недели она вылетела, и на скорости в 120км/ч масло из двигателя стало литься под заднее колесо. Я выправил рулём занос вправо, влево, снова вправо и снова влево, прежде, чем масло закончилось и сцепление заднего колеса с дорогой восстановилось.

Другой случай произошёл с моим знакомым. Мы ехали группой, когда на скорости хорошо за 100км/ч заднее колесо его мотоцикла встало колом. Как потом выяснилось, при смене покрышки мастер перепутал местами втулки оси. То же самое, товарищ купировал многократные заносы рулём.

Обе эти ситуации возникли при движении по прямой, без использования переднего тормоза. И, в теории, здесь никаких заносов вообще не должно было быть, ведь при прямолинейном движении скользящее заднее колесо не должно пытаться обогнать свободно вращающееся переднее. Однако товарища с заклинившими втулками занесло довольно серьёзно, прежде чем он принялся рулить. Возможно, мотоцикл и самостабилизируется в заносе, но, ждать, когда он это сделает, бывает страшновато.

Занос в глубоком наклоне при прохождении поворота тема несколько другая, впрочем, американец и тут предлагает не делать ничего, а ждать самостабилизации. Я этот вопрос изучил, занимаясь минимото. Карликовые, смешные мотоциклики, разъезжающие по картодромам, тем не менее, полностью повторяют физику больших. А падать с них совсем не страшно и не дорого. Так вот, что я выяснил. Поворачивать руль при заносе в наклоне, действительно, бесполезно. Поворот руля в сторону заноса поднимет мотоцикл, только и всего. Если же не делать ничего, как рекомендует американец, в 90% случаев дело закончится лоусайдом. Т.е. заднее колесо будет скользить до тех пор, пока байк не ляжет на бок. Если за время этого скольжения колесо восстановит сцепление, а центробежная сила ещё не перестанет действовать, понятно уже, что дело закончится хайсайдом. Прекратить же это безобразие можно только одним способом: энергичным броском газа в самом начале сноса. Именно энергичным и резким, чтобы заднее колесо загрузилось. Естественно, это без гарантий. Мы видим, что профессиональные пилоты в мотогонках периодически вылетают в поворотах, как низом, так и верхом. Здесь всё происходит слишком быстро. Поэтому, наиболее разумно таких ситуаций просто не допускать. Не надо на дорогах общего пользования проходить повороты на грани своих возможностей.

Ремарка окончена.

Поскольку, я сильно растёкся мыслью по древу, не лишним будет подытожить:

1) Если занос произошёл при интенсивном торможении на прямой, нужно как можно быстрее отпустить передний тормоз, а задний, напротив, ни в коем случае не отпускать, до тех пор, пока мотоцикл не встанет на прямую. Встать на прямую мотоцикл теоретически должен сам, но это не точно. Поэтому я ещё отработал бы рулём в сторону заноса.

2) Если занос произошёл в повороте, при наклоне мотоцикла. Хорошим выходом будет помолиться. Шучу. Единственный вариант- это попробовать загрузить заднее колесо резким броском газа. Но делать его нужно сразу, пока колесо не успело далеко уплыть. Если мы проворонили момент сноса остаётся уже только ждать.

Значит. При прямолинейном движении мотоцикл в заносе идёт за рулём, соответственно, прекратить занос в самом его начале мы можем поворотом руля в сторону заноса.

А чтобы прочувствовать тему, отработаем комплекс упражнений.

Да, счастливые обладатели мотоциклов с ABS сзади- пролетают. С одной стороны, от всего вышенаписанного они частично застрахованы, с другой, лишены возможности, радостно смеясь, с визгом заносить корму вокруг какого-нибудь столба или инспектора ГИБДД.

Дабы не травмировать хрупкую психику администрации мотошколы визгом резины и чёрными загогулинами на асфальте, отрабатывать заносы лучше всего после дождика, на мокром покрытии. Мокрый асфальт держит в 4-6 раз хуже сухого. Блокировку колеса вызвать много проще, резина страдает много меньше и никакого визга.

(Упражнение 6.1 Блокировка заднего колеса на прямой.) Трогаемся на газу, разгоняемся до 5-10кмч, выжимаем сцепление и резким нажатием педали блокируем заднее колесо. Для начала несколько раз по прямой. Здесь нужно зажимать колени- руки не должны напрягаться- и держать тормоз до полной остановки, выставляя в конце левую ногу. Это важный момент, поскольку, остановившись на правую сторону, мы отпустим педаль и, соответственно, восстановим сцепление колеса с покрытием. А на последующих этапах такая остановка может нам навредить.

/Здесь будет схема упражнения/

Блокируемся без проблем и чисто останавливаемся на левую ногу? Отлично. (Упражнение 6.2 Поводки) Теперь делаем то же самое, но после блокировки колеса, пока его тащит юзом, пробуем небольшие поводки рулём вправо-влево. Опять же, если на этом упражнении мы не держимся ногами за мотоцикл, руки у нас не будут достаточно расслаблены для чистой работы рулём. Цель: вызвать несколько небольших заносов и остановиться снова на левую сторону, не отпуская задний тормоз до полной остановки.

/Схему бы, упражнения бы/

Получается чётко и стабильно? Переходим к глубокому заносу (6.3).

Важно: глубокий занос мы начинаем отрабатывать исключительно в левую сторону, и только после идеального выполнения влево, пробуем правую. Связано это с тем, что в левом заносе мы всегда можем снять с подножки левую- внутреннюю к манёвру ногу, если что-то пошло не так. При правом заносе опора на правую ногу влечёт за собой отпускание педали и схватывание колеса за асфальт, а дальше кувырок наружу.

Итак, разгоняемся (не сильно 5-10кмч), выжимаем сцепление, блокируем заднее колесо и поворачиваем руль влево. Не отпускаем тормоз до полной остановки.

/Схема/

Важно: не перебрать здесь со скоростью. Пусть мотоцикл поначалу будет заносить совсем чуть-чуть, нам пока нужно только прочувствовать его поведение.

После двух десятков повторений мы поймём, что останавливаемся каждый раз с разным наклоном, мотоцикл то почти вертикален, то ложится на нашу левую ногу.

Самое время заняться контролем наклона в заносе (6.4).

Наклон контролируется привычным для нас способом- с помощью руля, но есть одна оговорка: эффект инвертирован. Если при обычной езде мы подаём руль в сторону наклона, чтобы поднять мот, и от него, чтобы наклонить больше, то в заносе всё наоборот.

Пока наше заднее колесо скользит, движение руля в сторону наклона наклоняет нас ещё больше и углубляет занос, движение руля в противоположную сторону- поднимает.

/Сюда иллюстрацию/

Как несложно догадаться, дело идёт к тонкой рулёжке в процессе скольжения, поэтому ещё раз обращу внимание на руки: если они напряжены- ничего путного у нас не выйдет. Сначала расслабляем их на поводках руля по прямой.

Теперь задача такая: совершить левый занос на 90 градусов, при этом остановиться мотоцикл должен в вертикальном положении (занос с остановкой в вертикальном положении (6.5)). В идеале так, чтобы мы могли поехать дальше, не спуская ног на асфальт.

Для этого разгоняемся, выжимаем сцепление, блокируем заднее колесо, руль поворачиваем влево, и перед самой остановкой чуть подаём его вправо, чтобы подняться.

Если здесь мы переборщим со скоростью: мотоцикл уже выпрямится, а скольжение будет ещё продолжаться, нужно будет снова дать руль влево, для наклона и углубления заноса, потом снова отработать вправо и т.д.. Волнообразными движениями руля мы управляем заносом. И надо сказать, что всё происходит несколько быстрее, чем можно об этом прочитать. Не забываем, что ни в коем случае нельзя отпускать задний тормоз пока скольжение не закончится.

/Схема упражнения/

Накатав глубокий занос влево (а угол заноса может составлять даже 180 градусов), научившись контролировать наклон, мы, наконец, можем перейти к манёвру в правую сторону и симметрично отработать его.

Это не какое-то валяние дурака и понты для приезжих, как может показаться на первый взгляд. Если мы владеем заносом как приёмом, непроизвольный занос на дороге мы выправим легко. Знать про опасность заноса мало, в аварийной ситуации всё происходит слишком быстро, плюс накладывается стресс. А упражнения дают нам нужные рефлексы.

Ну, понты, конечно, тоже- можем теперь лихо развернуться в каком-нибудь узком местечке.

А ещё, это подготовительное упражнение к дрифту в станте. В дрифте наклон контролируется точно так же- заднее колесо буксует, рулёжка инвертирована.

Теперь расскажу о том, как грамотно положить мотоцикл.

Да-да-да, класть мотоцикл неправильно, правильно тормозить до последнего, тормозами мы замедлимся лучше, чем задницей по асфальту, будем «контролировать» ситуацию и всё такое. Ага, я наслышан.

Но позвольте спросить, что будет лучше в безвыходной ситуации: войти, скажем, в стоящую «газель» головой вперёд на скорости 15кмч или ногами на скорости 20? И это ещё подразумевается, что мы едем на дорожнике или спорте, где бак при лобовом столкновении работает как трамплин для нижней части тела, подкидывая её вверх. А на чопере или максискутере она (нижняя часть тела) ударится об руль, и в дополнение к перелому шейных позвонков клиент получит травмы паха и органов брюшной полости. Вам не кажется, что отбитые ноги предпочтительней?

Все эти аварийные расклады мы ещё рассмотрим в отдельной статье. А пока сойдёмся на том, что бывают ситуации, когда положить мотоцикл- это единственное верное решение.

Кладётся он довольно просто: едучи на скорости, мы выжимаем сцепление, блокируем заднее колесо резким нажатием на задний тормоз и смело даём руль влево. Почему можно только влево, думаю, уже понятно. Важно: здесь держать задний тормоз нажатым, пока мотоцикл не ляжет полностью. Если отпустим чуть раньше- получим эпичнейший хайсайд.

Мотоцикл заносит и одновременно он ложится на бок, а мы довольно нежно сходим с него. Дальше он скользит впереди нас, быстро удаляясь. А мы должны понимать, что с небольшим размахом приляжем на левый бок, сначала внешней поверхностью бедра, потом локтём, плечом и шлемом. Подбородок стоит прижать к груди, а всё тело расслабить. Руки навстречу матушке-земле растопыривать ни в коем случае не надо. После схода переворачиваемся на спину, руки можем скрестить на груди- подбородок всё ещё опущен- и скользим, скользим.

Ну и понятно, что счастливые обладатели мотоциклов с ABS сзади лишены возможности выполнить этот геройский трюк, чтобы потом увидеть себя на ютубе.

Пожалуй что, про заносы всё. В следующей статье поговорим о работе корпусом.

Вступительное слово

Управление мотоциклом. База. Статья 1 сцепление и задний тормоз

Управление мотоциклом. База. Статья 2 баланс и взгляд

Управление мотоциклом. База. Статья 3 положение рук, тяга

Управление мотоциклом. База. Статья 4 повороты, контроль наклона

Управление мотоциклом. База. Статья 5 тонкая тяга, передачи, эстакада

Управление мотоциклом. База. Статья 6 торможение

Управление мотоциклом. База+ Статья 7 заносы

Управление мотоциклом. База+ Статья 8 работа корпусом. Заключение