Найти в Дзене
Русский мир.ru

Все проходит...

Революция в искусстве часто представляется чем-то легким и бесшабашным. Снести все, сбросить Пушкина с корабля современности, туда же Шишкина, Репина, раскрасить лица и стать как дети – этакий праздник непослушания. Но все по-настоящему новое растет из старого: из тягот учения, из беспрестанного поиска, из нечеловеческой пахоты. Все познать, все попробовать, все объять – из такого всёчества родилось авангардное искусство русской художницы Натальи Гончаровой.

Текст: Марина Ярдаева, фото предоставлено М. Золотаревым

Наталья Гончарова родилась 3 июля 1881 года под Тулой, в селе Ладыжино. Да, род художницы из тех самых Гончаровых. Дед художницы – племянник Натальи Гончаровой-Пушкиной. Но если та, светская красавица, украшение всех балов – воплощение праздности, то рожденная через семьдесят лет – результат совсем иной ветви развития. Она – гимн созидательности, красота, сама себя выковавшая. От отца, московского архитектора Сергея Михайловича Гончарова, художница унаследовала тягу к монументальности, к форме, требующей большой работы; от матери, Екатерины Ильиничны, в девичестве Беляевой, дочери профессора Московской духовной академии, – христианское мироощущение, жизнь как труд подвижничества. А место и время рождения определили взгляд на жизнь как на вечное движение от посевной к жатве, как на круговорот радостного усилия, приводящего к богатому урожаю, – все просто и ясно. В этой ясности, в этой яркости девочка прожила первые десять лет жизни.

Сергей Николаевич Гончаров (1815–1865), брат Натальи Николаевны Пушкиной, прадед Натальи Сергеевны Гончаровой
Сергей Николаевич Гончаров (1815–1865), брат Натальи Николаевны Пушкиной, прадед Натальи Сергеевны Гончаровой

ВЕСНА ЖИЗНИ. РОЖДЕНИЕ ХУДОЖНИКА

В 1891 году семья переезжает в Москву. Здесь через семь лет Наташа оканчивает с серебряной медалью IV женскую гимназию. В 1900 году она пробует себя на медицинских курсах, но бросает их через три дня. В том же году учится на историческом факультете Высших женских курсов, хочет вместить в себя все века развития человечества и вместе с ними искусства. Но выдерживает всего полгода. Тогда же знакомится с Михаилом Ларионовым.

Сближение их происходит в 1901 году, когда Наталья Гончарова учится уже в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, готовясь стать скульптором. И сближение происходит через размолвку. Ларионов критикует молодую ваятельницу, ее работы кажутся ему чудовищными (позднее он изменит мнение. – Прим. авт.), он уверен, что она ищет себя не там. «У вас глаза на цвет, а вы заняты формой, – досадует он. – Раскройте глаза на собственные глаза». Три дня молодые влюбленные не виделись.

В эти три дня с 19-летней Гончаровой происходит перелом. Переполняющие ее чувства она преобразует в труд: обида, злость, недоумение и страстное любопытство – все идет в дело. Через три дня стены ее комнаты заполнились яркими рисунками и картинами. Так Наталья Гончарова становится художницей, а Ларионов, как говорила она позднее, ее «рабочей совестью, камертоном, пробным камнем на фальшь». А еще он становится для нее кем-то вроде импресарио.

Наталья Гончарова и Михаил Ларионов на фоне декораций к балету "Золотой петушок" в мастерских Большого театра. 1913 год
Наталья Гончарова и Михаил Ларионов на фоне декораций к балету "Золотой петушок" в мастерских Большого театра. 1913 год

Гончарова, не зная себе цены, не торопится заявлять о себе зрителю: она продолжает учебу, теперь – на отделении живописи, во все вникает, все пробует, от занятий отвлекается разве что на участие в сельскохозяйственных выставках. Ларионов, напротив, спешит представить талант подруги всему миру: он использует для этого все возможности и самые разнообразные средства. Например, в 1906 году, когда Сергей Дягилев приглашает его на Осенний салон в Париже, Ларионов ставит условие – непременное участие работ Гончаровой. Что до средств, то Ларионов не брезгует в продвижении Натальи ни эпатажем, ни откровенными мистификациями.

Впрочем, русская жизнь начала XX века была такова, что скандал мог возникнуть порой и сам собой, буквально на пустом месте. Скандалом закончилась первая персональная выставка Гончаровой. 24 марта 1910 года в литературно-художественном кружке Общества свободной эстетики художница представляет 22 картины, две из которых взрывают общество точно бомбы. Наталью Гончарову обвиняют в порнографии, выставку закрывают. Казалось бы, просто обнаженная натура, уже тысячи раз все изображалось. Но впервые изобразила женщина.

Портрет Натальи Николаевны Пушкиной (Гончаровой) на открытии выставки "Прижизненные издания и публикации А.С. Пушкина в собрании Государственного музея А.С. Пушкина". Москва. 2017 год
Портрет Натальи Николаевны Пушкиной (Гончаровой) на открытии выставки "Прижизненные издания и публикации А.С. Пушкина в собрании Государственного музея А.С. Пушкина". Москва. 2017 год

В этом же году Михаил Ларионов создает общество «Бубновый валет» – стихийно возникший скандал нужно использовать во благо художникам. Работы Гончаровой на этой новой выставке приковывают зрителя. И, конечно, шокируют. Полиция требует убрать с выставки картину Гончаровой «Божество плодородия». Картину, которую можно сравнивать с созданиями самых первых художников в истории человечества! Это ведь, по сути, одна из Венер палеолита в цвете, возвращение к истокам, к детскости искусства. О необходимости дать пощечину общественному вкусу футуристы напишут только через два года. Сама же пощечина прозвенела в декабре 1910 года. Пощечину нанесла обывателю Гончарова.

Репродукция картины "Автопортрет с желтыми лилиями" работы Натальи Гончаровой на выставке "Искусство женского рода" в Государственной Третьяковской галерее
Репродукция картины "Автопортрет с желтыми лилиями" работы Натальи Гончаровой на выставке "Искусство женского рода" в Государственной Третьяковской галерее

ЛЕТО. ВЕСЕЛЬЕ. ПАХОТА

Творческая дерзость избранника Натальи Сергеевны достигает пика в 1912–1913 годах. Это ведь он предлагает художнице участвовать в акции футуристов, марширующих по улицам с раскрашенными лицами. Это ведь он перед крупной выставкой в Художественном салоне на Большой Дмитровке сочиняет Гончаровой фантастическую биографию, изображая ее ученицей Моне, Ренуара, Ван Гога и Гогена. Художнице такой пиар чужд, сама бы она не решилась на такие манипуляции, но она не противится, ведь однажды она уже доверилась Ларионову и не прогадала.

Гончарова и Ларионов как море и река. Она – невозмутимое море, всегда в самой себе. Море ровно и беспредельно, в нем несметные богатства, в нем целая жизнь, полная самых невероятных красок, но все это скрыто, все это еще надо извлечь. А он – горная река: бурливая, шумная и затейливая. У реки – направление, цель, река всегда знает, куда, зачем и как. Река, устремляясь к морю, указывает путь к сокровищам и другим.

Дизайн задника к балету "Жар-птица"
Дизайн задника к балету "Жар-птица"

Почему рекламные ухищрения Ларионова не задевают Гончарову? Потому что он лучше знает, как надо для нее. А ей нетрудно подчиниться, для нее это все – внешнее. Пройти по улице с лицом в розах? Так это ее оболочка идет, а она в себе, в своих морских глубинах. «Десять кинематографов трещат, толпа глядит, а я – сплю», – вспоминала художница. Ну а мистификация? Не оскорбительна ли она для большого художника? Но если время таково, что капризной публике нужны такие крючки и уловки, то что ж... Если для того, чтобы явить миру что-то важное, настоящее и великое, нужно маленькое хулиганство, то... пусть. Если на одной чаше весов невинная выдумка и детское озорство, а на другой – 761 картина, тринадцать лет нечеловеческой пахоты, огромный путь через импрессионизм, примитивизм, кубизм, футуризм, лучизм к своему, к всёчеству, то не очевиден ли выбор?

И выбор вновь оказывается верным. Наталья Гончарова получает заслуженное признание: работы сваливается еще больше, а ей, ударнице новой русской живописи, только того и надо. Одна за другой проходят выставки, футуристы наперебой заказывают иллюстрации для своих сборников, выпускается каталог-монография. Предисловие каталога открывается признанием: «Мною пройдено все, что мог дать Запад до настоящего времени, – а также все, что, идя от Запада, создала моя родина. Теперь я отряхаю прах от ног своих и удаляюсь от Запада <...> – к Востоку».

Тамара Карсавина в роли Шамаханской царицы. Балет "Золотой петушок". 1914 год. Костюм по эскизу Н. Гончаровой
Тамара Карсавина в роли Шамаханской царицы. Балет "Золотой петушок". 1914 год. Костюм по эскизу Н. Гончаровой

А Восток, в свою очередь, Гончарова несет на Запад. В 1914 году Дягилев приглашает ее в Париж для работы над «Золотым петушком» в качестве сценографа. Удивительно, но Дягилеву советует взять в работу Гончарову Александр Бенуа, критиковавший ее еще год назад. «Петушок» оказывается золотым во всех смыслах: после премьеры Наталья Сергеевна просыпается уже мировой знаменитостью. В декорациях Гончаровой проявилась не столько восточная пестрота, экзотичная для Европы, тут выплеснулся весь гончаровский подводный мир – скрытое стало явным. Это ведь и есть русскость – широта и глубина при внешней простоте. Успех был грандиозный, он оглушил саму Гончарову. Успех стал новым вызовом. «Представьте себе, что вам заказывают театральную вещь, – объясняла Гончарова Марине Цветаевой. – Вещь удается, – не только вам, но и на сцене, – успех, – очередной заказ... Отказываться не приходится, да и каждый заказ, в конце концов, приказ: смоги и это!»

Гончарова в своей жадности охватить, успеть все боится застрять в чем-то одном, к тому же она чувствует: театр – не то. Тянет развернуться еще шире, вгрызться в почву еще глубже, дух требует масштабного замысла, дух метит в вечность. И вот Первая мировая – стихия истории. Гончарова выпускает литографическую серию «Мистические образы войны».

Участники Русских сезонов С. Дягилева. Слева направо: сидят — Н. Гончарова и И. Стравинский; стоят — Л. Мясин, М. Ларионов, Л. Бакст. Лозанна. 1915 год
Участники Русских сезонов С. Дягилева. Слева направо: сидят — Н. Гончарова и И. Стравинский; стоят — Л. Мясин, М. Ларионов, Л. Бакст. Лозанна. 1915 год

Еще ранние картины художницы наполнены религиозным смыслом, многие могли бы стать иллюстрациями к христианским притчам. Эти ранние работы несут еще детскую радость веры и подвига, в них принятие и приятие, жизнь и труд как праздник. Картины написаны непосредственно, как откровение. Зрителем, для которого религия только трудное смирение, только лишение и скорбь, эти яркие сюжеты не воспринимаются, отторгаются. В 1912 году Гончарова обращается к христианским сюжетам уже явно, без иносказательности. Но демонстрация «Евангелистов» на выставке с названием «Ослиный хвост» не способствует возникновению доверительного диалога между творцом и зрителем.

И вот «Мистические образы». Тут все сошлось по-новому и так, как нужно – единственно возможным способом. И первопричина – не выдуманная, увы, страшно-реальная, и форма – несвойственная для Гончаровой литография, отсутствие цвета. В сцепке с новым, не искусственным вызовом и новой формой старое обращение к христианству, не ортодоксальному, но народному, дает удивительный, поистине мистический эффект. «Мистические образы войны» – это не «агитационные работы патриотического содержания», это пророчество, новый Апокалипсис. Это даже уже не Гончарова, а то, что через нее прошло. Ведь «Град обреченный» – это весь жестокий XX век, еще только предсказанный.

Велосипедист. 1913 год
Велосипедист. 1913 год

Есть в этой работе и пророчество собственной судьбы – прощание с родиной. Последняя прижизненная выставка Натальи Гончаровой в России проходит в 1915 году. После она вновь уезжает по приглашению Дягилева в Париж. Думала на время, вышло – навсегда.

ОСЕНЬ. ПОСЛЕ РОССИИ

После очередного отъезда Гончарова и Ларионов живут в Швейцарии, потом – в Париже, затем – в Испании, первую половину бушующего 1917-го – в Риме. Путешествуя, проводят выставки, оформляют спектакли. На излете рокового 1917-го, когда понимают, что вернуться в Россию не получится, они снова в Париже. Они снимают квартиру на улице Жака Калло, обедают тут же, в кафе «Палитра», много работают. Тоскуют по родине.

Еще в феврале 1917 года в письме поэту Сергею Боброву Наталья Гончарова пишет, что понимает китайцев, которые «зашивают, уезжая из дому, горсть земли в подошвы туфель, чтобы всегда ходить по своей земле». Впоследствии тоска только усиливается. Оба борются со своим сиротством как умеют. У Ларионова – роман с выпускницей Сорбонны Александрой Томилиной. У Гончаровой – нежная дружба с эмигрантом-меньшевиком Орестом Розенфельдом. Никто никого не ревнует, иногда все четверо даже вместе прогуливаются. Впрочем, это – только внешняя сторона жизни.

Эскиз костюма серафима к балету Л. Мясина "Литургия"
Эскиз костюма серафима к балету Л. Мясина "Литургия"

В Наталье Гончаровой опять зреет новое. Во время путешествий по Европе только одно место по-настоящему очаровало ее, показалось близким, почти родным – Испания. То была большая командировка во время гастролей Русских сезонов. «Мы посетили Бургас, Севилью, Авилу, Мадрид, – вспоминала позже Гончарова. – Смотрели испанские танцы в маленьких театрах, скорее, ночных кабачках, где танцевали местные танцовщики и звучала гитара. Хотя некоторые па были рискованны, а публика очень экспансивна, но серьезность, уважение к артисту и его искусству, к женщине царили в зале». Вот это уважение к искусству при внешней легкости, неявность, многослойность и подкупили художницу. Гончарова постоянно фиксирует в блокноте сцены, фигуры и лица. На время замысел в этих зарисовках и застывает: пока переезды, пока неустроенность, пока нет хорошей мастерской – не до воплощения.

В начале 1920-х годов в Париже Наталья Сергеевна получает мастерскую и заказ на оформление особняка знаменитого музыканта и дирижера Сергея Кусевицкого. Вот для него-то она и пишет огромное панно «Испанки». А потом уже для себя. Еще и еще. И они, испанки, ошеломляют. Казалось бы, вот есть Гончарова со своими желто-синими полотнами, на которых гимн цветению, плодородию, жатве – конечно же, кому, как не ей, писать испанок яркими, гвоздично-апельсиновыми, в размашистых движениях, в танце, с летящими юбками! Но она пишет совсем других испанок. Она пишет совсем не так, как писала раньше. Теперь много серебристо-голубого, плавных переходов, появляется внезапный черный, из старых приемов – сильно вытянутые вертикально холсты. Все вместе передает вдруг грустную нежность и вместе с тем строгую торжественность. Когда в 1924 году полиптих «Испанки» предстал перед зрителем на выставке, один из газетных рецензентов воскликнул: «Да это же не женщины, это – соборы!» Так и есть. Настоящая готика: и чинность, и воздушность, и устремленность ввысь, и стрельчатость, и кружевность... и умиротворенность.

Н.С. Гончарова. Конец 1910-х годов
Н.С. Гончарова. Конец 1910-х годов

У Гончаровой, за что она ни возьмется, во всем гармония: и в буйстве цвета, и в его сдержанности, и в ломаных линиях, пересечении плоскостей, и в плавной грации. Сегодня ее сравнивают иногда с Фридой Кало, у той тоже – цвет, цветы и травы, юбки, яркая, грубая, но прекрасная жизнь, но у нее еще и почти во всем – надломленность, часто катастрофа или предзнаменование ее, хоть во взгляде, хоть в жесте. А сравнивать-то нельзя. Гончарова – раньше, Гончарова – больше, Гончарова – полнее, и... как ни разнообразно ее наследие, она вне драмы и катастрофы. По-настоящему страшное у нее – только в надчеловеческом, вышнем, да и там... В «Граде обреченном» бомбы на дома обрушивают ангелы. А это что-то да значит.

Эскиз декорации к спектаклю "Золотой петушок"
Эскиз декорации к спектаклю "Золотой петушок"

Гончарова – воплощенная гармония. Гармония даже в малом. Малость есть человечность, а Гончарова еще и женщина со своими слабостями и капризами. Она может позволить себе увлеченно работать и на модные дома. Еще в России Наталья Гончарова сотрудничала с Домом моды Надежды Ламановой (см.: «Русский мир.ru» №5 за 2017 год, статья «Королева иглы и нитки». – Прим. ред.). В Париже с 1924 года Гончарова создает эскизы для знаменитых домов Myrbor, Marie Muelle и Chanel, работает над коллекциями вместе с Пабло Пикассо и Фернаном Леже. Гончарова привносит в коллекцию экзотичные восточные мотивы, свою собственную, ни на что не похожую русскость.

И в том же, 1924-м – вот противоречие! – Наталья Гончарова издевается над буржуа. Пишет знаменитый «Завтрак». Тихая семейственность, бюргерство, довольство жизнью здесь выглядят, без сомнения, карикатурными. Но гармония не нарушается. Да, Гончарова верна себе и здесь, и там. Она переживает непростое время. Посетившая ее в 1924 году художница Валентина Ходасевич отмечает в Гончаровой задумчивость, сдержанную грусть, даже холодность. А во вторую встречу Гончарова вообще грубо попросила Ходасевич не говорить о том, что их когда-то объединяло, а теперь разделяет. Гончарову съедает все та же тоска по родине. И, по всей видимости, усиливающаяся природная интроверсия. «Мне всегда немного тяжело с чужими или мало знакомыми людьми». «Я малообщительное существо», – признается она в письмах Розенфельду. Лечится художница единственным верным способом – работой.

Обложка альбома литографий "Война (Мистические образы войны)" (М., 1914)
Обложка альбома литографий "Война (Мистические образы войны)" (М., 1914)

В эти же годы Гончарова занимается книжной иллюстрацией, продолжает в качестве ведущего художника антрепризы сотрудничать с Дягилевым, вплоть до его смерти в 1929 году, преподает, дает уроки рисования дочери Марины Цветаевой – Ариадне Эфрон. Преподавание Гончаровой тоже интересный момент. Она ведь не теоретик, у нее нет концепции, все, чему может она научить другого, – это познанию себя через труд. «Все проходит, – говорила она ученикам, – любовь, дружба... Только труд остается». Сама она трудится в это время не меньше, чем в любое другое: она увлеченно и много пишет свое, для себя, для всех – новое.

Архистратиг Михаил. Лист из альбома литографий "Война (Мистические образы войны)" (М., 1914)
Архистратиг Михаил. Лист из альбома литографий "Война (Мистические образы войны)" (М., 1914)

Гончарова и сама – опять новая: ее вдруг влечет к натуре, к форме самой по себе, к природе такой, какая есть, к тому, что Ларионов, дискутируя с ней, называет живописью-списыванием. Гончарова все равно пробует. «Живопись-списывание просто с природы ни к чему и только годится как средство изучения, – объяснит она позже. – Но ведь точной копии и не бывает. Ясно одно, нужна форма».

И вот Гончарова пишет медленно, подолгу дорабатывает картины, возвращается почти к академизму, но потом... опять разворачивается, экспериментирует, пробует себя в сюрреализме, возвращается, чтоб наконец распрощаться, к кубизму, соединяет плоскостную живопись с неореализмом.

Лес. Краснозеленое. 1914 год
Лес. Краснозеленое. 1914 год

Внешним итогом этого десятилетия становится персональная выставка 1931 года. Внутреннего итога нет, Гончарова находится в состоянии беспрерывного поиска. Разве что, быть может, 1932 год. «Весна. Белые испанки» если не итог, не точка, то яркий восклицательный знак. Тут все: и отход от первых испанок, и их художественное обобщение, эпилог, и форма и текучесть, и цвет, и отказ от него, и реализм, и сюрреализм, и импрессионизм, и земная жизнь, и небо, и весна и уже угадывающаяся в ней осень, и даже совсем несвойственная Гончаровой зима (все запорошено белым), и религиозный подтекст.

Михаил Ларионов и Наталья Гончарова в Париже. 1930-е годы
Михаил Ларионов и Наталья Гончарова в Париже. 1930-е годы

ЗИМА. ИТОГ ЖИЗНИ

В 1930-е интерес к русскому искусству на Западе снижается. И вообще к искусству. Настают тревожные времена. Но Гончарова, кажется, до последнего не замечает перемен, она с прежним старанием работает над редкими заказами, много работает в себя и для себя. Да, живут они с Ларионовым трудно – но когда она обращала внимание на быт? Даже в 1938-м, когда катастрофа в Европе делается зримой и осязаемой, художники оформляют французское гражданство, кажется, больше потому, что их уговаривают друзья.

Наталья Гончарова и Михаил Ларионов. 1956 год
Наталья Гончарова и Михаил Ларионов. 1956 год

Во время войны неприспособленные к быту художники живут на грани нищеты. Их буквально спасает влюбленная в Ларионова Александра Томилина – она добывает еду, убирает, стирает. Друг Натальи Сергеевны, Орест Розенфельд, творческой семье помочь не в силах, его отправили в концлагерь. Гончарова бросается на выручку, доказывая фашистским властям, что Розенфельд не еврей, так как его отец в России был генералом. Розенфельд выжил, но находился в концлагере Любек до 1945 года.

Эскиз вечернего платья "Анютины глазки". 1925 год
Эскиз вечернего платья "Анютины глазки". 1925 год

Творчество в этот период почти замирает. Нет холстов. Нет повода для радости, не с чего писать гармонию. Но даже в этой жуткой действительности Гончарова вырывает, выгрызает возможность для работы: пишет на картонках, некоторые размером с ладонь... И пишет цветы, натюрморты, абстракции.

После войны в Европу возвращается культурная жизнь: выставки, спектакли, концерты. Само собой Гончарова рада пригодиться везде: заказы множатся один за другим, она не успевает писать. А пишет в это время она вновь серию натюрмортов, увлекается беспредметностью, возвращается к лучизму.

Весна. Белые испанки. 1932 год
Весна. Белые испанки. 1932 год

Гончарова почти не пишет зиму. Зима – это сон, беспамятство природы, вынужденная праздность. Зиму художница-созидательница игнорирует так же, как отрицает бездеятельность. Но жизнь человека, как жизнь всего в природе, неминуемо ведет к закату. В середине 50-х Наталья Сергеевна слабеет, выходив разбитого параличом Ларионова, сдает сама, ее мучает ревматизм.

Испанки. Около 1916 года
Испанки. Около 1916 года

В 1956 году слабеющая Наталья Гончарова официально заключает брак с Михаилом Ларионовым. Все люди как люди скрепляют свои союзы одной только верой в будущее, авансом, оплачивая любовь в кредит, а эти двое браком подвели итог жизни, зафиксировали данность. «Как встретились, так и не расставались», – говорила Гончарова про их с Ларионовым союз. Зачем же штамп? Для того, чтобы, когда уйдет один, другой смог распорядиться общим наследством. Наследство – картины, много-много картин, старых и совсем новых.

Космос. 1958 год. Это одна из последних картин художницы
Космос. 1958 год. Это одна из последних картин художницы

В 1957 году, когда каждое движение Наталье Сергеевне дается с трудом, она начинает свой космический цикл – отклик на запуск спутника Советским Союзом. В сентябре того года Гончарова являет миру 50 новых полотен! Она мечтает, чтобы эти картины увидели на родине. В России как раз «оттепель», появляется надежда. Художники, охваченные призрачной мыслью воссоединения с Россией, живут более чем скромно, почти ничего не продают, берегут, но не успевают ничего предпринять.

Евангелисты. Тетраптих. 1911 год
Евангелисты. Тетраптих. 1911 год

Наталья Гончарова умерла в Париже 17 октября 1962 года. Похоронена на кладбище Иври-сюр-Сен. Михаил Ларионов пережил ее менее чем на два года. В 1966 году в Россию благодаря усилиям Александры Томилиной возвращаются первые работы Гончаровой. Символично, что первыми из вернувшихся работ стали «Евангелисты», за которых на Наталью Гончарову нападали до ее отъезда. В 1988–1989 годах Советскому Союзу были переданы другие картины художников, большая часть их творческого наследия.