Найти тему
Рушель Блаво

Парадигма страхов познания. В чем заключается специфика таких страхов? Отвечает Рушель Блаво.


Страх познания — самый низший из духовных страхов. Страх познания основывается на целом ряде потребностей, так или иначе связанных с восприятием окружающего мира, с освоением его элементов человеком. Начальная стадия тут — получение знаний. Следом идет обретение навыков, то есть умение, способствующее применению знаний на практике. Далее — анализ, ведущий к пониманию (толкованию, интерпретации). Вершиной же всего оказывается исследование. И на каждой из этих стадий познавательных потребностей нас подстерегают страхи.

Страх познания основывается на целом ряде потребностей.
Страх познания основывается на целом ряде потребностей.

На стадии получения знаний целый букет страхов, многие из которых хорошо знакомы, например, школьникам и студентам то есть тем, кто уже по своему роду занятий обязан приобретать знания. Сюда относится боязнь не запомнить большой и сложный материал перед экзаменом или перед контрольной. Школьник или студент открывает учебник, конспект лекций, читает, но запомнить, как ему кажется, ничего не может. Дальше — больше: боязнь перерастает в фобию относительно приобретаемых знаний, а в итоге — в полное нежелание учиться. Между человеком и учебой из-за страха не запомнить материал вырастает барьер. В дальнейшей же жизни, если с этим страхом вовремя не разобраться, начинают вырастать многочисленные комплексы, главный из которых — боязнь ущербности собственно памяти. Человек считает свою память никуда не годной, делает многочисленные записи о предстоящих делах, но все равно обо всем забывает по той одной причине, что боится забыть. Да, таким вот образом бывают связаны наши страхи и их реализация: с нами всегда случается то, чего мы как раз больше всего и боимся.

Итак, первичный страх в сфере страхов познания — страх перед знаниями, точнее — перед своей беспомощностью в процессе приобретения знаний. Что хорошо у людей с таким видом страха, так это только то, что другие — более высокие — подвиды из страхов познания этим людям недоступны; недоступны потому, что если стушеваться перед знаниями, то до умения, понимания и исследования дело просто уже никогда не дойдет, ведь в основе всех их лежат приобретенные знания, а их-то как раз приобрести и не удалось из-за страха не запомнить.

 Первичный страх в сфере страхов познания — страх перед знаниями.
Первичный страх в сфере страхов познания — страх перед знаниями.

Но движемся дальше. Человеку, которому не знаком страх перед знанием, может быть близок страх перед умением. Логика боящегося здесь такова: я получил знания, я не сомневаюсь в них, но вот смогу ли я применить эти знания на практике? Студент-медик, сдавший на «отлично» все теоретические курсы, приходит на практику в клинику, где ему предстоит превратить знания в умения, в навыки. И оказывается, что все, что так усердно учил студент при подготовке к сессиям, на деле не то что бы не нужно, а нужно как-то совсем с иными приоритетами, нежели казалось из студенческой аудитории. Паника овладевает бедным студентом, и он уже готов бежать прочь из клиники, забирать документы из медицинской академии и всерьез думать о смене профессии. Иногда доходит и до этого — поддавшись страху перед умением, страху в реализации навыков, человек радикально меняет жизненные ориентиры в профессиональной сфере. И нельзя сказать, что это всегда плохо.

Продолжу рассказ про студента-медика, с которым мне непосредственно пришлось общаться. Я встретил его, когда вся его медицинская карьера была уже в прошлом, а причиной расставания с врачебной деятельностью стал как раз страх, возникший при первом, еще ознакомительном посещении хирургического отделения. Студент не сомневался в знаниях, но пережил испуг, когда вдруг остро ощутил: не эти знания здесь нужны. А раз так, то никогда не обрести ему должных и нужных навыков. Значит есть смысл все бросить. Правда, бросил академию мой собеседник не сразу. У него еще были попытки преодолеть собственный страх, но они были безуспешны по причине то ли дилетантизма студента в борьбе с фобиями, то ли закоренелости данной фобии. И в итоге медицина была оставлена в пользу юриспруденции. Здесь никаких страхов уже не было, хотя казалось бы, страхи познания должны быть присущи человеку на всех поприщах.

Но хорошо, что все так разрешилось в данном случае. А ведь есть примеры и того, как человек, спасовав перед страхом умения однажды, пойдя у этого страха на поводу, очень скоро превращался в самого настоящего аутсайдера, не способного обрести себя ни в какой деятельности. Показательно, что даже в семейных отношениях такие люди в итоге оказываются на обочине, ведь и семья как сфера приложения сил, требует от человека реализации умений и навыков. Проще говоря, жене недостаточно знать в теории, как размораживать холодильник, надо еще уметь делать это на практике. Вот и представьте ситуацию, когда жена боится размораживать холодильник. А ведь это типичный случай страха перед умением. К чему это приведет? Думаю, что к спору между супругами, где правота будет не на стороне жены. Общим же итогом может даже стать разрыв семейных уз. Такого рода примеры в очередной раз убеждают нас с вами в том, что не так страшны страхи, как их последствия.

Страх перед умением, перед собственной неспособностью реализовать свои знания может стать причиной изменений жизни в худшую сторону. И если вы не боитесь знаний, не боитесь навыков, то это еще отнюдь не значит, то вы благополучно миновали страхи познания.

Вполне возможно, что вас ждет страх понимания. Это страх может быть реализован в двух направлениях: во-первых, человек может бояться быть не понятым; во-вторых, боится собственной неспособности к пониманию. С первым случаем все довольно просто. Человек ставит перед собой задачу донести до окружающих какую-то свою мысль — важную и сокровенную. Долго ждет возможности сделать это. И вот возможность открывается! Но человек впадает в ступор и не выпускает наружу то, что так хотел сказать, так хотел донести до сознания своих слушателей. Почему? Виной всему страх — страх быть непонятым. Человек только посмотрел на аудиторию, собравшуюся его послушать, как вдруг по каким-то причинам решил для себя, что эти люди не способны его понять. И решив так — замолчал. Ушел куда-то. А с той поры уже никогда и не пытался даже делиться сокровенным с другими людьми. И все из-за боязни быть непонятым. В какой-то степени страх такого типа близок к уже обозначенному выше страху перед сценой, но все же суть его несколько иная. Второй же вид страха понимания — боязнь собственной неспособности понять то, что говорят или пишут другие. Если вовремя не разобраться с этим страхом, то можно в итоге перестать читать или слушать вообще — потому что человеку, подверженному страху собственной неспособности к пониманию, очень трудно бывает этот страх преодолеть, когда он уже о себе заявил.

Страх перед умением, перед собственной неспособностью реализовать свои знания может стать причиной изменений жизни в худшую сторону.
Страх перед умением, перед собственной неспособностью реализовать свои знания может стать причиной изменений жизни в худшую сторону.

Чтобы лучше понять, что переживает человек, страдающий таким страхом, возьмите книгу на незнаком вам иностранном языке, прочтите хотя бы абзац — вам будет понятно, что значит бояться собственного непонимания. Полагаю, впрочем, что многие и без такого рода экспериментов знают, о чем идет речь. Разве не приходилось замечать вам за собой хотя бы иногда при чтении книги, что глаза ваши читали, а мысли были далеко-далеко? Вот, как описывает данное явление шотландский писатель Иэн Бэнкс в романе «Шаги по стеклу»: «Глаза пробегали по строчкам, но текст был сухой, скучный, крайне заумный, смысл скользил по поверхности сознания, словно капли влаги по коже плеча, смазанной маслом для загара». А не переживали ли вы подобного при просмотре фильма или спектакля, при прослушивании концерта? Мне представляется, что явление это знакомо многим.

Но это еще не страх понимания в чистом виде. О страхе можно говорить тогда, когда человек, пережив пару-тройку раз непонимание при чтении, вдруг начинает остерегаться брать в руки книгу. Причина в страхе — он боится снова пережить это непонимание, боится буквально самого себя. А ведь понимание в таких его разновидностях, как толкование и интерпретация, понимание, базирующееся на анализе, нередко входит в сферу профессиональной деятельности человека — ученого, например, да даже самого обычного врача или учителя. То есть страх собственного непонимания может вырасти в угрозу служебной карьере.

И, наконец, завершающий подвид из парадигмы страхов познания — это крайне редко встречающийся страх исследования. Суть его в том, что человек, обладая знаниями и навыками, прекрасно понимающий явление, вдруг начинает боятся углубляться в изучение этого явления. Среди моих пациентов однажды оказался один автомеханик, который жаловался на то, что пасует перед трудными поломками в машине, требующими к себе не просто повышенного внимания, а проникновения в суть. По большому счету, боязнь исследования — это фобия ленивых, не стремящихся к углублению собственной компетенции. Людям, страдающим такой фобией, можно забыть о хорошей и быстрой карьере. Но, повторюсь, данный подвид встречается весьма редко.