Часто дети на занятиях не могут составить полноценный рассказ по предложенным картинкам. Казалось бы, ну что тут такого? Дети могут легко сочинять разные истории в свободное время. Но это совсем не одно и то же! Разница между произвольным и непроизвольным велика. Даже взрослые легко могут что-нибудь выдумать в разговоре, а вот написать сочинение на тему…
Давайте проведем маленький тест.
Покажите своему дошкольнику картинку, на которой изображен котик (самое легкое для понимания). Попросите рассказать об этой картинке.
Уровни детских ответов.
1. «Не знаю… Что рассказать?»
2. Это котик. Больше ничего не знаю.
3. Это котик. Он сидит. Он маленький.
4. Это котик. Он сидит. Он маленький, у него есть ушки, хвостик, лапки.
5. На картинке нарисован котик. Он сидит, он маленький и пушистый, поднял лапку, наверное, хочет куда-то пойти.
6. На картинке нарисован котик. У него маленькие ушки и пушистый хвостик. Он забавный и хорошенький. Наверное, с ним весело играть. Мне он нравится.
Если ответы 1 – 2, то у ребенка очень маленький словарный запас и очень небольшие знания об окружающем мире. Чем больше номер ответа, тем развитее речь ребенка, больше словарный запас и высок уровень знаний. А также развито воображение. Таким детям проще даются творческие задания. Также в рассказе по картинкам включается логическое мышление и умение анализировать. Ребенок способен делать выводы и описывать свои чувства и мысли. Согласитесь, навыки немаловажные в жизни!
Приобретайте книжки с картинками, ищите сюжетные картинки в Интернете и начинайте рассматривать их с ребенком.
Это может быть не ежедневно, но регулярно! Побуждайте описывать картинки полными предложениями. Добавляйте больше прилагательных. И так изо дня в день речь ребенка станет разнообразнее, красивее, правильнее.
Не пытайтесь говорить за ребенка! Вы можете дать образец рассказа на одной картинке, а по следующей пусть старается рассказать сам! На первом этапе можно задавать наводящие вопросы, постепенно уменьшая их количество. Можно придумывать вместе, но не вместо!
1. Начинайте с простых картинок, с одним персонажем, который знаком ребенку. Сначала ребенок описывает только персонажа. В дальнейшем добавляйте описание окружающей персонажа обстановки.
2. На следующем этапе берите картинки с двумя или более персонажами, добавляйте описание их настроения, отношения ребенка к каждому персонажу и картинке в целом.
3. Затем переходите к картинам известных художников, конечно же, доступных для понимания (например, картина Саврасова «Грачи прилетели»)
4. Далее вы можете переходить на реальные сюжеты, например, семейные фотографии. К описанию фото может добавиться описание воспоминаний, связанных с ним.
Не торопитесь и прорабатывайте каждый этап. Помимо развития речевых навыков бонусом ваш ребенок быстро и легко научится писать сочинения по картинам в начальных классах.
Поверьте, это облегчит жизнь не только вашему ребенку, но и вам!
Рада, что статья оказалась для вас полезной, развивайте своего ребенка с удовольствием! Оставляйте вопросы и пожелания в комментариях. Увидимся в следующей публикации!