Найти тему
Индустриальный турист

Русское узорочье: самый живописный стиль царской России. Предтеча русского барокко

Оглавление

История русской архитектуры многогранна и очень интересна: она берёт начало от самобытного и уникального деревянного зодчества, но в какой-то момент сворачивает в сторону византии. Так в нашей стране появляются первые белокаменные храмы: казалось бы, в этом стиле мы очень многое взяли от Константинопольской архитектуры, но при этом она всё равно остаётся неповторимой! И эту индивидуальность и самобытность русские архитекторы смогли пронести сквозь года - на русскую архитектуру огромное влияние оказывали труды их европейских коллег, но они всё равно не забывали о своих истоках, тем самым создавая удачные симбиозы русского и европейского!

И одним из стилей, ярко демонстрирующих нам вот это самое - исконно русское, является русское узорочье, послужившее некой предтечей стиля барокко в нашей стране: с одной стороны, в нём уже было что-то от европейского зодчества, но с другой - это архитектура, обладающая чисто русскими чертами, делающими её неповторимой и запоминающейся. Вот об этом стиле мы с вами сегодня и поговорим.

Хочу заметить, что этой статьей я запускаю целую серию публикаций, которую я планирую посвятить русскому барокко, а также тем стилям, которые вдохновили или были вдохновлены барокко. Я очень долго копил материал для этих статей и эта работа важна для меня - надеюсь, что она получилась интересной и что вы оцените её по достоинству!

Пару слов об отличительных чертах русского узорочья

Конечно, любой стиль имеет смысл изучать лишь на живых примерах, однако немного теории, как мне кажется, здесь тоже не помешает!

Русское узорочье принято рассматривать как переходный стиль: от исконно русской древней архитектуры к европейским течениям русского зодчества, царившего в нашей стране с 18 века и, пожалуй что, по наши дни. Узорочье стало тем самым звеном, связавшим старые традиции русской архитектуры с новыми ренессансными веяниями Европы.

До узорочья в русской архитектуре царил стиль шатровых храмов. Самый известный храм такого типа - собор Василия Блаженного, расположенный на Красной площади в Москве
До узорочья в русской архитектуре царил стиль шатровых храмов. Самый известный храм такого типа - собор Василия Блаженного, расположенный на Красной площади в Москве

Данному явлению, как это всегда и бывает в архитектуре, послужило внешнее влияние политики: укрепление Москвы как полноценной столицы Руси - сильного, могучего, а главное влиятельного города, способствовало тому, что в Москву стали стекаться специалисты со всех уголков страны, и даже из соседних славянских государств. Это явление неминуемо принесло в новую столицу и тот самый европейский опыт: мастера, трудившиеся на совершенно разных стройках, и видавшие многие памятники архитектуры (в том числе и европейских зодчих), перенесли свой опыт на новые постройки Москвы, но сделали это плавно, без излишнего усердства - так и появился стиль узорочья, обогащённый кокошниками, пряслами и гирьками с одной стороны, и пилястрами с другой стороны.

Думаю, что внешние особенности русского узорочья мы разберём на отдельных примерах, но одну вещь всё же стоит выделить: сам термин "узорочье" появился не просто так - он прекрасно описывает все основные особенности данного стиля, заключающиеся в наличии резного декора, узоров, приправленных рядами кокошников, дополняющими и без того роскошную картину внешнего вида храмов 16 века! Но а обо всём остальном поговорим дальше - лучше один раз увидеть на примере, чем сто раз прочитать не до конца понятные текстовые описания!

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Дата постройки: 1649-1652 годы

Адрес: улица Малая Дмитровка, 2с2

В качестве первого примера русского узорочья я решил взять не первый по хронологии храм этого стиля (собственно, это и не особо то имеет смысл - русское узорочье просуществовало весь 17 век, и при этом оно не сильно эволюционировало со временем), а именно такой храм, который наглядно демонстрирует переход русской архитектуры от шатровых церквей к чему-то более развитому, более европеизированному, но при этом не потерявшему своего уникального, русского духа. И таким храмом является церковь Рождества Богородицы в Путинках!

-2

По своей сути, храм в Путинках всё ещё остаётся шатровым, причём на эту деталь сделан особый смысловой акцент (всё-таки церковь Рождества Богородицы ориентирована по вертикали - её купола стремятся к небу, а их ярко-голубая окраска делает эти милые глазу луковичные главки буквально одним целым с голубыми небесами).

-3

Однако, в этом храме вы можете видеть и атрибуты узорочья: многослойные ряды кокошников, яркие и бросающиеся в глаза купола, резной и очень богатый декор фасада, выполненный исключительно в русском стиле.

-4

Отдельно стоит выделить портал входной группы, украшенный по канонам русского стиля (всё те же кокошники, а также гирьки, нависающие над входами в церковь). Эта неотъемлемая для русского узорочья деталь особенно сильно выделяется у храма Рождества в Путинках: дело в том, что внешние опоры портала храма "съели" небольшой кусок тротуара - тем самым церковь в Путинках как бы приглашает идущего мимо путника зайти в этот прекрасный храм и насладиться его внутренним убранством (а, быть может, и помолиться - тут уж каждому своё).

-5

Ну а лично мне в церкви в Путинках особенно нравится контраст цветов: да, белокаменные храмы совершенно нехарактерны для архитектуры русского узорочья, однако насколько же красив контраст белых стен церкви, её голубых куполов и венчающих их золотых крестов - смотрится это просто волшебно, особенно в купе с такой погодой, которую я застал (тот случай, когда пасмурная погода открывает новый вид на уже хорошо известный памятник архитектуры)!

-6

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах

Дата постройки: 1654 год

Адрес: Гончарная улица, 29

Следующим в моём списке будет храм куда более скромный, да ещё и далеко не самый известный, однако один из самых образцовых - раз уж мы решили изучать архитектуру русского узорочья, то давайте попробуем сделать это на примере церкви Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах!

-7

Своё название храм получил из-за того, что он строился в районе Гончарной слободы и предназначался для нужд московских ремесленников. Любопытно, что изначально храм задумывался маленьким и соразмерным соседним деревянным постройкам.

-8

Однако в конце 17 - начале 18 века к церкви была пристроена массивная колокольня, выполненная в более позднем стиле барокко (хотя её масштабы вообще выглядят довольно необычно - не особо высокая, но очень широкая башня, при этом скромно декорированная в петровской стилистике).

-9

В храме Успения в Гончарах выражены все основные черты русского узорочья: от устройства церкви в целом - пятикупольный храм (пять куполов символизируют Христа и четырёх евангелистов) на "четверике" - квадратном основании, до её узоров - кокошников, ширинок, бегунков. Однако сделано это крайне скромно: сами объёмы церкви небольшие, она не выделяется на фоне окружения и привлекает прохожих своей аккуратностью.

Подобные ходы характерны для архитектуры узорочья - архитектура должна быть прекрасна не своими размерами, а своей идеей. И обратите внимание на то, как сильно контрастирует основное здание храма и пристроенная к нему позднее колокольня - вот вам и различие между узорочьем и барокко!

-10

К сожалению, фамилии архитекторов, построивших храм Успения Пресвятой Богородицы не сохранились, однако до наших дней дошла фамилия знаменитого изразцовых дел мастера Степана Полубеса, который, собственно, и трудился над узорами этого, без сомнения, выдающегося образца архитектуры русского узорочья!

Кстати, Степан Полубес потрудился над строительством ещё одной прекрасной церкви в этом стиле - над храмом Григория Неокесарийского на Полянке!

Храм Григория Неокесарийского

Дата постройки: 1668-1679 годы

Адрес: Большая Полянка, 29а

Ну а теперь мы рассмотрим один из самых роскошных и завораживающих своим великолепием храмов Москвы, встреча с которым и вдохновила меня на написание всей этой статьи (а, быть может, и на создание всего цикла статей о русском барокко). Речь идёт, конечно же, о храме Григория Неокесарийского, что находится в Замоскворечье, на Большой Полянке.

-11

Если мы характеризуем стиль русское узорочье как яркий и пёстрый, то храм Григория Неокесарийского - наилучший образец этого стиля! Вы не найдёте в Москве (а, скорее всего, и во всей России) церкви более яркой и красочной - чего только стоит оранжевый цвет её фасада!

Ну а "вишенкой на торте" служит ряд изразцов, опоясывающий колокольню и основой объём храма - да, это та самая работа ведущего мастера русского узорочья Степана Полубеса, выполненная из 9 000 изразцовых камней! Сложно представить, сколько стоил столь богатый и роскошный декор!

-12

Впрочем, учитывая, что храм строился под непосредственным руководством патриарха Никона, можно догадаться, что денег на него не жалели. Да что уж там говорить - сам царь Алексей Михайлович посещал стройку дабы проследить за процессом возведения самой роскошной православной церкви своего времени!

Кстати в храме Григория Неокесарийского отразилась ещё одна очень интересная черта культового строительства времён патриарха Никона (а именно на этот период и пришёлся недолгий век русского узорочья) - шатровые колокольни. Дело в том, что патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов на Руси, отдав предпочтение уже упомянутому ранее пятиглавью.

Зодчие того времени не могли ослушаться указа патриарха, но могли хитро его обойти: они строили пятиглавый храм, а рядом с ними возводили шатровую колокольню или звонницу, ведь Никон запретил строить именно шатровые церкви, но на другие сооружения это правило не распространялось. А архитекторы, конечно же, желали добавить своей работе старинных и уникальных русских черт, к которым с 16 века относился и шатёр!

Шатёр храма на Полянке особенно прекрасен: с низу до верху он украшен различными деталями русской архитектуры! А особенно выразительны здесь крупные кубышки зелёного цвета, расположенные как раз на уровне пешеходов - от этой детали прямо "вееи Русью"!
Шатёр храма на Полянке особенно прекрасен: с низу до верху он украшен различными деталями русской архитектуры! А особенно выразительны здесь крупные кубышки зелёного цвета, расположенные как раз на уровне пешеходов - от этой детали прямо "вееи Русью"!

Ну и, конечно же, основной объём храма украшен кокошниками (без этой детали не обходился ни один храм времён узорочья) - причём здесь их аж три ряда!

В общем, наслаждаться храмом Григория Неокесарийского можно бесконечно, а если учитывать и его исторический аспект (например, ходят слухи, что в этой церкви был крещён Пётр I, что, правда, оспаривается многими историками), то этот храм вполне можно вписать в топ красивейших культовых построек Москвы!

-15

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

Дата постройки: 1673-1680

Адрес: Проспект Мира, 130

Куда менее известный пример русского узорочья, на который я и сам-то наткнулся случайно: ехал в гостиницу и заметил настоящий шедевр архитектуры, ловко спрятанный за целыми массивами советской (преимущественно помпезной сталинской) архитектуры - речь идёт о церкви Тихвинской иконы Божией Матери на Алексеевском кладбище!

-16

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери пускай и не особо известна, но вашего внимания она, несомненно, заслуживает: яркая, но при этом стильная церковь, обладающая всеми основными чертами русского узорочья, да ещё и резко гармонирующая с окружающей застройкой. Да и на контрасте с кладбищем она выглядит непривычно: в России обычно храмы строились либо одновременно с кладбищем, либо они возводились уже на территории некрополя. А вот в случае с храмом на Алексеевском кладбище ситуация немного другая: здесь видно, что церковь в этом месте была первична, а кладбище уже позднее разрослось вокруг неё (причём гораздо позднее - спустя почти два века), а не наоборот!

-17

Ещё одной очень яркой и важной чертой русского узорочья, о которой я ещё ни разу не упомянул в ходе данной статьи, служит ассиметрия: в европейской архитектуре того времени симметрия была одним из главных признаков хорошей, качественной архитектуры. Русские же решили отойти от данного правила и внести немного своей безалаберности и несерьёзности, которая, на самом то деле, греет душу - потому что выглядит очень мило!

У церкви Тихвинской иконы Божией Матери это видно особенно отчётливо: просто обратите внимание на это окошко в левой части главного фасада здания - оно резко диссонирует и нарушает ровный ряд длинных и вытянутых окон, внося в рисунок фасада как раз таки ту самую теплоту и душевность.

К слову, к таким дерзким нарушениям симметрии русская архитектура вернётся, мягко говоря, не скоро - в следующий раз русские зодчие решатся идти против правил лишь в эпоху модерна, а затем и конструктивизма (то есть, лишь в 20 веке - три века спустя!)
К слову, к таким дерзким нарушениям симметрии русская архитектура вернётся, мягко говоря, не скоро - в следующий раз русские зодчие решатся идти против правил лишь в эпоху модерна, а затем и конструктивизма (то есть, лишь в 20 веке - три века спустя!)

Кстати заметьте, что все храмы, рассмотренные в этой статье, обладают совершенно разной окраской: от чисто белой и спокойной до ярких красных и оранжевых цветов! Такое разнообразие вполне характерно для русского узорочья.

-19

Да и купола у церквей тоже украшены по разному: вот и церковь Тихвинской иконы в Алексеевском обладает отличным от других храмов того времени окрасом: чёрными куполами (довольно необычный выбор для православного храма) и малиновым фасадом (стоит ли тут вообще что-то говорить?)

-20

Церковь Святителя Николая в Хамовниках

Дата постройки: 1679-1682 годы

Адрес: улица Льва Толстого, 2

Ну и напоследок я решил рассказать про один из самых известных храмов позднего узорочья, расположенный в Хамовниках и ставший особенно популярным благодаря Льву Толстому (пока Толстой жил в Москве, он регулярно посещал этот храм и очень любил его - поэтому и улица, на которой стоит церковь Святителя Николая в Хамовниках, в наши дни называется улицей Льва Толстого).

-21

Но опустим подробности истории храма (особенно той, что не относится к его возведению) и поговорим лучше о внешнем виде церкви в Хамовниках - благо тут есть о чём поговорить!

Устройство храма осталось всё тем же: бесстолпный пятиглавый храм на четверике и шатровая колокольня сбоку - всё по канонам! Однако есть у церкви Святителя Николая одна очень интересная особенность - её цвет.

-22

Какие ассоциации у вас вызывает цветовая гамма этого храма? Лично у меня первая ассоциация - это берёза (возможно ещё и потому, что храм со всех сторон окружён пышными берёзами), которая служит одним из символов России. Да и в целом цвета, использованные при возведении церкви в Хамовниках, передают настоящий русский дух, которого, по идее, в те времена в архитектуре становилось всё меньше и меньше.

Храм Святителя Николая обладает очень красивыми наличники: их как будто вырезали из дерева и покрасили яркими красками, при этом не нарушая общей цветовой гаммы фасада здания, а наоборот - лишь дополняя её!
Храм Святителя Николая обладает очень красивыми наличники: их как будто вырезали из дерева и покрасили яркими красками, при этом не нарушая общей цветовой гаммы фасада здания, а наоборот - лишь дополняя её!

Ещё одной прелестной деталью храма в Хамовниках служат необычайно крупные кокошники, которые в отличии от других узорчатых церквей, играют здесь основополагающую роль и своей красотой формируют общий облик церкви Святителя Николая (свою роль играет и тот факт, что нижний ряд кокошников как бы плавно перетекает в общий декор фасада, создавая тем самым целый и непрерывный рисунок фасада храма!

-24

Ну а шатровая колокольня - что о ней говорить, она просто прекрасна! В церкви Святителя Николая в Хамовниках мы видим не просто шатёр, но полноценный памятник архитектуры, богато украшенный различными деталями русского стиля, и не уступающий по своей красоте основному объёму храма.

-25

Таким образом, храм Святителя Николая в Хамовниках можно назвать одним из самых красивых образцов русского узорочья! При этом построен он был уже на закате стиля - в 1680-х годах, когда в Москве уже начинало появляться московское барокко.

И этот факт говорит лишь об одном стиле - узорочье не изжило себя, оно просто медленно, но верно эволюционировало в барокко, о котором я расскажу вам в следующей своей статье на эту тему!

Если вам понравилась эта статья, подписывайтесь на мой канал чтобы не пропустить мои новые публикации на эту тему - в октябре я продолжу разбирать историю стиля барокко, и там мы поговорим с вами не только о Москве, но и о других городах России, известных своими памятниками в этом великолепном стиле.

Спасибо за ваше внимание!