Если собаки стали первыми друзьями древних охотников, то кошки обратили внимание на людей (ну не наоборот же?), когда мы преодолели ступеньку великой земледельческой революции. Человек начал обрабатывать землю, собирать урожай и столкнулся с проблемой его сохранения. Тут-то и пришли кошки, чтобы помочь неразумным прямоходящим. Так что кошку можно смело назвать символом цивилизации.
О любви древних египтян к этим миниатюрным хищникам знают даже те, кто в свое время прогуливал уроки древней истории. Земледельцы Черной земли (Та-Кем — так называли свою страну сами египтяне), пожалуй, могли бы дать фору даже современным любителям соцсетей в обожествлении кошек. Ведь они охотились на грызунов и змей — главных врагов египетского пахаря.
Сам бог солнца Ра в облике рыжего кота каждую ночь сходился в смертельном поединке со змеем по имени Апоп, который олицетворял мрак и хаос, а позже — и безличное зло. Он обитал в глубинах земли и выпивал воду из подземного Нила, а Ра расправлялся с ним и заставлял вернуть выпитое обратное. Кстати, в древнейших мифах сначала защитником Ра был Сет, тогда еще бог-воин, однако позже у него испортилась репутация, и его смешали с образом Апопа.
Дочерью Ра была и одна из самых любимых богинь-кошек Египта — грациозная Бастет (или Баст). Кроме непосредственно кошачьего облика, могла также иметь вид женщины с головой кошки, которую сопровождали четыре котенка. В руках она держала систр, ударный музыкальный инструмент.
Бастет была богиней любви, красоты, веселья и радости, домашнего очага и плодородия. Она же защищала от инфекций и злых духов. И каждая кошка была под покровительством Бастет. Поэтому за убийство кошки, даже случайное, могли запросто казнить, а в случае смерти домашнего любимца хозяева сбривали брови.
Сестрой Бастет была богиня неба Нут, а братом — бог луны Хонсу. Поэтому кошку считали воплощением и дневного, и ночного светил. Иногда и солнечный диск называли кошачьим оком.
Культовым центром Бастет был Бубастис. Геродот писал, что в честь кошачьей богини устраивали веселый фестиваль. Мужчины и женщины на лодках плыли по Нилу и в каждом городе на реке устраивали вечеринки с танцами, песнями, игрой на флейтах и систрах. Добравшись до Бубастиса, участники фестиваля устраивали пышное жертвоприношение и веселились всю ночь.
У Бастет была и грозная ипостась — Сехмет, которая представала в облике львицы. Она была защитницей Ра и фараонов, богиней войны, ярости, владычицей пустыни, ее огненное дыхание могло убить все живое. Однако она также исцеляла от любой болезни, а врачи были ее жрецами. Культовым центром Сехмет был Мемфис.
Кстати, культ богини-кошки оставался популярным и во времена первых христиан. Конец этому положил император Феодосий I Великий, который запретил почитание Бастет в конце четвертого века нашей эры.
Нубийской кошкой называли и богиню влаги Тефнут, хотя ее чаще изображали в образе львицы. Она также была дочерью Ра и отвечала за росу, дождь и плодородие. Ее мужем был брат-близнец Шу, бог воздуха. От этого союза появились Нут, владычица неба и мать звезд, и Геб, бог земли.
В Греции кошка стала символом Артемиды, сестры-близнеца лучезарного Аполлона, богини охоты, диких зверей, луны и невинности. Стройная охотница не признавала над собой мужской власти, поэтому спутницы и жрицы Артемиды соблюдали обет безбрачия. Хотя богиня покровительствовал не только юным девам, но и беременным женщинам — типичный парадокс для древних небожительниц.
Римляне сделали кошку воплощением своей божественной охотницы — Дианы. Покровительница рабов — в ее храмах им ничего не угрожало — Диана также была богиней перекрестков, магического места в представлении людей, и всех любителей колдовства.
Так кошка стала символом не только женской свободы и силы, но и магии. Такая репутация сыграет против нее в христианской Европе.
Скандинавы-язычники не проявили оригинальности и посвятили кошку Фрейе, золотоволосой богине красоты, любви и магического искусства. Божественная красавица разъезжала в колеснице, запряженной двумя кошками. Впрочем, скандинавы не делали большой разницы между кошками и рысями. Так кошка снова стала символом побеждающей женской красоты и волшебства.
В британских легендах встречается огромная кошка Палуга, которая расправилась с девятью воинами за один раз и в конце концов была убита королем Артуром. Шотландцы верят в существование Кат Ши, большого черного кота с манишкой — белым пятном на груди — торчащими усами и выгнутой спиной. Его также называют Большие уши. Этот кот является королем всех кошек, может ответить на любой вопрос и даже исполнить желание. Однако для его призыва заклинатель должен провести тагейрм — жуткий ритуал поджаривания черных кошек.
А в Исландии родители пугали детей Йольским Котом. Этот черный кот размером с быка жил в горах и был питомцем великанши Грил.
У этой гигантской дамы был ленивый муж Леппалуди и 13 сыновей — все Дед Морозы. Как и его хозяйка, Йольский Кот был опасен для капризных, ленивых и непослушных детей. Зверь бродил по деревням во время Святок (Йоля) и без церемоний съедал тех, кто к праздникам не успел приобрести шерстяную обновку. Впрочем, позже Йольский Кот подобрел и принялся таскать праздничную еду без членовредительства.
Частично из-за таких легенд европейцы, усвоившие христианские представления о мире, долго воспринимали кошек как фамильяров — помощников ведьм и магов. И относились соответственно, иногда уничтожая их вместе с хозяевами. Расплатой за невежество стали эпидемии, распространяемые грызунами, и прежде всего, чума.
В лучшем случае кот считался посредником между человеком и потусторонним миром, трикстером, который нарушал привычный ход вещей, чтобы добиться цели. В такой роли выступает Кот в сапогах из одноименной сказки.
Именно он делает из младшего сына мельника, недогадливого простака, могущественного маркиза Карабаса и даже убивает великана.
А если учесть, что крестьяне считали мельников колдунами, то наличие волшебного кота в хозяйстве вполне логично.
А вот на Руси коты пользовались уважением и почетом. Они считались защитниками дома не только от грызунов, но и от разной нечисти. Трехцветная кошка приносила удачу. Кот дружил с домовым и охранял детей от вредных духов. Даже христианство не изменило этих представлений: только кошки могли войти в церковь и свободно жили в монастырях. Однако не все так однозначно.
Загадочные коты встречаются и в русских сказках, причем не только как питомцы бабы-Яги, но и как самостоятельные персонажи.
Кот Баюн — огромный черный зверь с железными когтями, опасный даже для богатырей.
В отличие от других потусторонних существ он совсем не боится железа, а наоборот предпочитает сидеть на железном столбе в безлюдном лесу.
Кот гипнотизирует противника своим пением , погружая его в сон, или морочит голову бесконечными историями. Герой в железном колпаке и рукавицах захватывает Баюна с помощью металлических клещей и прутьев. После этого Баюн соглашается служить царю и лечит его своими рассказами.
Другой кот, Игрун, владеет колдовскими гуслями, которые заставляют всех танцевать против воли. А Кот Казанский — герой лубочных сюжетов и спаситель хана во время взятия Казани.
Любопытный образ волшебной кошки можно найти в сказах Бажова. В истории о временах Пугачевского бунта «Кошачьи уши» девушку Дуняху спасает от волков земляная кошка.
Впрочем, сама она не появляется, Дуняха видит только ее уши, которые выглядят как два огня из-под земли. Тогда же она вспоминает легенды о большой кошке, которая живет под землей в тех местах, где встречается медь с золотыми вкраплениями. Подземные кошки с малахитовыми глазами есть и в сказе «Сочневы камешки», но там они уже выступают в роли слуг Хозяйки Медной горы.
Мусульмане также были терпимее к кошкам, чем католики и протестанты. Им разрешали входить в мечеть, а у пророка Мухаммеда была любимая кошка. Чтобы не потревожить сон питомицы, которая устроилась на халате пророка, он отрезал кусок ткани. Неудивительно, что кошки стали любимыми домашними животными мусульман.
Например, у могущественной султанши Сафие была любимая белоснежная кошка Елизавета, названная так в честь королевы Англии, с которой она переписывалась.
Ну а Стамбул — настоящий город кошек, где для всех усатых-полосатых оборудуют домики с едой и водой.
А вот японцы не так благодушно настроены к кошкам. Популярный персонаж местного фольклора — бакэнэко, что значит «кошка-оборотень». Кошки, которые прожили 13 лет, с длинным хвостом, часто раздвоенным, могли превращаться в обольстительных девушек.
Такие красотки сохраняли свою расцветку даже в человеческом облике и были особенно опасны для мужчин. Потому что они часто принимали дух погибшей женщины, которая мстила своему обидчику — мужу или неверному возлюбленному.
Кроме того, кошки-оборотни могли даже пообедать своим хозяином и принять его облик или оживить покойника, перепрыгнув через его тело.
В свободное время бакэнэко разгуливали на задних лапах и могли запустить огненным шаром в случайного наблюдателя. В XVII веке японцы верили, что верный признак кошки-оборотня — пристрастие к рыбьему жиру.
Однако любой владелец кошки прощает питомцу все, ведь сопротивляться гипнотическому взгляду сложно даже в железном колпаке, а без него — тем более. В конце концов, кому воздавали божественные почести? То-то же.