Найти тему

Кот в мифах: боги, фамильяры, оборотни

Если собаки стали первыми друзьями древних охотников, то кошки обратили внимание на людей (ну не наоборот же?), когда мы преодолели ступеньку великой земледельческой революции. Человек начал обрабатывать землю, собирать урожай и столкнулся с проблемой его сохранения. Тут-то и пришли кошки, чтобы помочь неразумным прямоходящим. Так что кошку можно смело назвать символом цивилизации.

О любви древних египтян к этим миниатюрным хищникам знают даже те, кто в свое время прогуливал уроки древней истории. Земледельцы Черной земли (Та-Кем — так называли свою страну сами египтяне), пожалуй, могли бы дать фору даже современным любителям соцсетей в обожествлении кошек. Ведь они охотились на грызунов и змей — главных врагов египетского пахаря.

Сам бог солнца Ра в облике рыжего кота каждую ночь сходился в смертельном поединке со змеем по имени Апоп, который олицетворял мрак и хаос, а позже — и безличное зло. Он обитал в глубинах земли и выпивал воду из подземного Нила, а Ра расправлялся с ним и заставлял вернуть выпитое обратное. Кстати, в древнейших мифах сначала защитником Ра был Сет, тогда еще бог-воин, однако позже у него испортилась репутация, и его смешали с образом Апопа.

Эдвард Джон Пойнтер. Поклонение Ра
Эдвард Джон Пойнтер. Поклонение Ра

Дочерью Ра была и одна из самых любимых богинь-кошек Египта — грациозная Бастет (или Баст). Кроме непосредственно кошачьего облика, могла также иметь вид женщины с головой кошки, которую сопровождали четыре котенка. В руках она держала систр, ударный музыкальный инструмент.

Бастет была богиней любви, красоты, веселья и радости, домашнего очага и плодородия. Она же защищала от инфекций и злых духов. И каждая кошка была под покровительством Бастет. Поэтому за убийство кошки, даже случайное, могли запросто казнить, а в случае смерти домашнего любимца хозяева сбривали брови.

Сестрой Бастет была богиня неба Нут, а братом — бог луны Хонсу. Поэтому кошку считали воплощением и дневного, и ночного светил. Иногда и солнечный диск называли кошачьим оком.

Культовым центром Бастет был Бубастис. Геродот писал, что в честь кошачьей богини устраивали веселый фестиваль. Мужчины и женщины на лодках плыли по Нилу и в каждом городе на реке устраивали вечеринки с танцами, песнями, игрой на флейтах и систрах. Добравшись до Бубастиса, участники фестиваля устраивали пышное жертвоприношение и веселились всю ночь.

У Бастет была и грозная ипостась — Сехмет, которая представала в облике львицы. Она была защитницей Ра и фараонов, богиней войны, ярости, владычицей пустыни, ее огненное дыхание могло убить все живое. Однако она также исцеляла от любой болезни, а врачи были ее жрецами. Культовым центром Сехмет был Мемфис.

Кстати, культ богини-кошки оставался популярным и во времена первых христиан. Конец этому положил император Феодосий I Великий, который запретил почитание Бастет в конце четвертого века нашей эры.

Джон Вегелин. Погребальный обряд кошки
Джон Вегелин. Погребальный обряд кошки

Нубийской кошкой называли и богиню влаги Тефнут, хотя ее чаще изображали в образе львицы. Она также была дочерью Ра и отвечала за росу, дождь и плодородие. Ее мужем был брат-близнец Шу, бог воздуха. От этого союза появились Нут, владычица неба и мать звезд, и Геб, бог земли.

В Греции кошка стала символом Артемиды, сестры-близнеца лучезарного Аполлона, богини охоты, диких зверей, луны и невинности. Стройная охотница не признавала над собой мужской власти, поэтому спутницы и жрицы Артемиды соблюдали обет безбрачия. Хотя богиня покровительствовал не только юным девам, но и беременным женщинам — типичный парадокс для древних небожительниц.

Лоуренс Альма-Тадема. Римлянка играет с котом.
Лоуренс Альма-Тадема. Римлянка играет с котом.

Римляне сделали кошку воплощением своей божественной охотницы — Дианы. Покровительница рабов — в ее храмах им ничего не угрожало — Диана также была богиней перекрестков, магического места в представлении людей, и всех любителей колдовства.

Так кошка стала символом не только женской свободы и силы, но и магии. Такая репутация сыграет против нее в христианской Европе.

Скандинавы-язычники не проявили оригинальности и посвятили кошку Фрейе, золотоволосой богине красоты, любви и магического искусства. Божественная красавица разъезжала в колеснице, запряженной двумя кошками. Впрочем, скандинавы не делали большой разницы между кошками и рысями. Так кошка снова стала символом побеждающей женской красоты и волшебства.

Нильс Бломмер. Фрейя
Нильс Бломмер. Фрейя

В британских легендах встречается огромная кошка Палуга, которая расправилась с девятью воинами за один раз и в конце концов была убита королем Артуром. Шотландцы верят в существование Кат Ши, большого черного кота с манишкой — белым пятном на груди — торчащими усами и выгнутой спиной. Его также называют Большие уши. Этот кот является королем всех кошек, может ответить на любой вопрос и даже исполнить желание. Однако для его призыва заклинатель должен провести тагейрм — жуткий ритуал поджаривания черных кошек.

А в Исландии родители пугали детей Йольским Котом. Этот черный кот размером с быка жил в горах и был питомцем великанши Грил.

У этой гигантской дамы был ленивый муж Леппалуди и 13 сыновей — все Дед Морозы. Как и его хозяйка, Йольский Кот был опасен для капризных, ленивых и непослушных детей. Зверь бродил по деревням во время Святок (Йоля) и без церемоний съедал тех, кто к праздникам не успел приобрести шерстяную обновку. Впрочем, позже Йольский Кот подобрел и принялся таскать праздничную еду без членовредительства.

Частично из-за таких легенд европейцы, усвоившие христианские представления о мире, долго воспринимали кошек как фамильяров — помощников ведьм и магов. И относились соответственно, иногда уничтожая их вместе с хозяевами. Расплатой за невежество стали эпидемии, распространяемые грызунами, и прежде всего, чума.

Карл Офтердингер. Котв сапогах
Карл Офтердингер. Котв сапогах

В лучшем случае кот считался посредником между человеком и потусторонним миром, трикстером, который нарушал привычный ход вещей, чтобы добиться цели. В такой роли выступает Кот в сапогах из одноименной сказки.

Именно он делает из младшего сына мельника, недогадливого простака, могущественного маркиза Карабаса и даже убивает великана.

А если учесть, что крестьяне считали мельников колдунами, то наличие волшебного кота в хозяйстве вполне логично.

А вот на Руси коты пользовались уважением и почетом. Они считались защитниками дома не только от грызунов, но и от разной нечисти. Трехцветная кошка приносила удачу. Кот дружил с домовым и охранял детей от вредных духов. Даже христианство не изменило этих представлений: только кошки могли войти в церковь и свободно жили в монастырях. Однако не все так однозначно.

Неизвестный автор. Портрет любимого кота царя Алексея Михайловича
Неизвестный автор. Портрет любимого кота царя Алексея Михайловича

Загадочные коты встречаются и в русских сказках, причем не только как питомцы бабы-Яги, но и как самостоятельные персонажи.

Кот Баюн — огромный черный зверь с железными когтями, опасный даже для богатырей.

В отличие от других потусторонних существ он совсем не боится железа, а наоборот предпочитает сидеть на железном столбе в безлюдном лесу.

Кот гипнотизирует противника своим пением , погружая его в сон, или морочит голову бесконечными историями. Герой в железном колпаке и рукавицах захватывает Баюна с помощью металлических клещей и прутьев. После этого Баюн соглашается служить царю и лечит его своими рассказами.

Другой кот, Игрун, владеет колдовскими гуслями, которые заставляют всех танцевать против воли. А Кот Казанский — герой лубочных сюжетов и спаситель хана во время взятия Казани.

Любопытный образ волшебной кошки можно найти в сказах Бажова. В истории о временах Пугачевского бунта «Кошачьи уши» девушку Дуняху спасает от волков земляная кошка.

Впрочем, сама она не появляется, Дуняха видит только ее уши, которые выглядят как два огня из-под земли. Тогда же она вспоминает легенды о большой кошке, которая живет под землей в тех местах, где встречается медь с золотыми вкраплениями. Подземные кошки с малахитовыми глазами есть и в сказе «Сочневы камешки», но там они уже выступают в роли слуг Хозяйки Медной горы.

Борис Кустодиев. Девушка у окна
Борис Кустодиев. Девушка у окна

Мусульмане также были терпимее к кошкам, чем католики и протестанты. Им разрешали входить в мечеть, а у пророка Мухаммеда была любимая кошка. Чтобы не потревожить сон питомицы, которая устроилась на халате пророка, он отрезал кусок ткани. Неудивительно, что кошки стали любимыми домашними животными мусульман.

Например, у могущественной султанши Сафие была любимая белоснежная кошка Елизавета, названная так в честь королевы Англии, с которой она переписывалась.

Ну а Стамбул — настоящий город кошек, где для всех усатых-полосатых оборудуют домики с едой и водой.

А вот японцы не так благодушно настроены к кошкам. Популярный персонаж местного фольклора — бакэнэко, что значит «кошка-оборотень». Кошки, которые прожили 13 лет, с длинным хвостом, часто раздвоенным, могли превращаться в обольстительных девушек.

Николай Бодаревский. Любимчик
Николай Бодаревский. Любимчик

Такие красотки сохраняли свою расцветку даже в человеческом облике и были особенно опасны для мужчин. Потому что они часто принимали дух погибшей женщины, которая мстила своему обидчику — мужу или неверному возлюбленному.

Кроме того, кошки-оборотни могли даже пообедать своим хозяином и принять его облик или оживить покойника, перепрыгнув через его тело.

В свободное время бакэнэко разгуливали на задних лапах и могли запустить огненным шаром в случайного наблюдателя. В XVII веке японцы верили, что верный признак кошки-оборотня — пристрастие к рыбьему жиру.

Однако любой владелец кошки прощает питомцу все, ведь сопротивляться гипнотическому взгляду сложно даже в железном колпаке, а без него — тем более. В конце концов, кому воздавали божественные почести? То-то же.

НАВИГАТОР КАНАЛА ЗДЕСЬ