Найти тему
Женчевский Михаил

Московское метро. Раскопали или построили?

Оглавление
Одна из первых станций Московского метро
Одна из первых станций Московского метро

Предыстория

Как известно, первые работы по строительству метро в Москве начались в конце ноября 1931 года.

7 рабочих в полушубках и валенках. Лопаты одалживали у дворников. Один грузовик и 8 лошадей так описывали начало работ в советских газетах.

По проекту первые линии метро должны быть почти надземными. Однако рабочим была дана установка рыть наклонный ход. Работали они без геологических исследований, сметы и плана. Руководил этим человек без инженерского образования и опыта в подземном строительстве. По всему городу начинали рыть все больше таких ходов.

Но уже в 1932 году проект по разработке возглавляет инженер Вениамин Маковский, который предлагает строить метро глубокого залегания. С Донбасса начинают свозить рабочих и шахтеров. По московским дворам бегают геологи и бурят шурфы — небольшие раскопы для создания подземной геологической карты грунтов на глубине до 15 метров. Рабочие используют метод щитовой проходки, который позволяет рыть тоннели на глубине до 35 метров. В 1934 году на Лубянке произошло примечательное событие. Строители нарвались на плавун — илистый слой подпочвы, обильно насыщенный водой. Из - за этого работы пришлось приостановить.

Строительство линии метро
Строительство линии метро

Так строительство метро шло до открытия первой станции на Сокольниках 15 мая 1935 года и продолжалось далее. Но это уже другая история.

Теория

Скорость проходки двухпутной линии современными методами 250-300 м/мес. Это не включает время на проект, геоподоснову, сами станции и канализацию с рабочей инфраструктурой. А с 1932 по 1935е гг. было построено:

"Пусковой комплекс включал в себя 11,6 км трассы, 13 станций и 14 поездов (одновременно работали 9 четырёх вагонных составов)"

446 метров в месяц нужно было рыть советских рабочим, чтобы успеть сдать первую линию метро в срок. Но тогда почему же к началу 1933 года было прорыто лишь 0,6 % от общей длины первой линии? Только в 1932 году на проект были привлечены шахтеры из Донбасса и геологи. Но чем тогда занимались те немногочисленные бригады с лопатами, взятыми у дворников? Возможно эти люди по указу свыше занимались проверкой старых планов и поисков старых тоннелей. Ведь первые упоминания о тоннелях на Руси датируются XIX веком. После того, как они были обнаружены и изменился подход к строительству метро. Все силы были брошены на местонахождение этих тоннелей и их модернизацию. Геологи также могли искать их и направлять туда строителей. Может рабочие искали древние тоннели, а не рыли метро по схемам? Сравните форму тоннелей московского метро и первые тоннели под Темзой.

Также все инженеры первого призыва, которые начинали строить были расстреляны или пропали. В 1936-37 гг органами НКВД были арестованы (а многие расстреляны) сотрудники института геологии Академии Наук УССР, Ленинградского горного института и научно-исследовательского центрального геологоразведочного института, Пулковской обсерватории, другие ученые в том числе основоположник разведочной геофизики профессор ЛГУ В. Р. Бурсиан. Были арестованы и приговорены к различным срокам заключения в ИТЛ жены осужденных. Были сосланы и родственники ученых. Многие из них умерли, так и не вернувшись домой. Слишком много знали?

Случаи обнаружения подземных тоннелей были выявлены и на Украине, и в Белоруссии. Есть упоминания о подобных технологиях во время правления Ивана IV. Молниеносный темп работ в первые годы и красота первых станций противопоставляются дальнейшему застою и однотипности павильонов. Отсутствие живых свидетелей первых работ или инженерского состава. Теория имеет место быть, но утверждать ее абсолютную правоту спорно. Нужно сопоставлять официальную информацию о разработке метрополитена и факты из данной статьи.

А как вы считаете, могло ли московское метро быть раскопано? Что первые линии были лишь наследием прошлых столетий? Пишите в комментариях.