Найти в Дзене
Strelka Media

«Я хочу, чтобы актеры кайфовали на сцене»: Семен Ковалёв о своем «новом театре» Progon

Оглавление

Режиссер Семен Ковалёв делает экспериментальный театр Progon в городе «Первого русского». Он рассказал нам о том, как нашел свой путь, сформировал взгляд на современный театр, а также поделился видением своего проекта в Ярославле.

Семен жил и учился в школе в городе Армавире. Он проделал большой путь прежде, чем найти возможность проявить себя и делать то, что могло бы приносить настоящее удовольствие. Долгое время он не знал, чем будет заниматься, и пробовал себя в совершенно разных начинаниях. Мы проследили творческий путь Семена Ковалёва.

Поиск своего пути

Семен, расскажите, как вы поступили в ЯГТИ? Это был осознанный выбор?

Вообще, я когда учился в школе, даже не думал поступать в театральное. После одиннадцатого класса пошел в ПТУ на художественное отделение, закончил на одни пятерки. Потом захотел стать самостоятельным и устроился на работу. Поступил заочно на направление «технолог мяса» (это было чуть ли не единственное место, куда подходили мои результаты ЕГЭ).

В итоге я понял, что занимаюсь совсем не тем, чем хотел бы, что такая жизнь до хорошего меня не доведет. До тех пор я вообще не понимал, чем хочу заниматься в жизни. Решил попробовать поступить в театральное, подошел к маме и сказал : «Я тебе что-нибудь прочитаю, а ты оценишь».

Тогда я еще не понимал, что театр меня так затянет. Цель была другая — переехать в другой город из Армавира.

Мама у меня актриса, а папа — режиссер. Но, несмотря на это, отец сначала был против. Но потом, когда решил все же поддержать меня, он сыграл большую роль в моей подготовке: принес огромный список литературы для поступления, прочтение которого и помогло мне стать студентом театрального университета.

-2

А когда произошел переломный момент?

Первый переломный момент был на третьем курсе: у нас один мастер уехал, второй — на съемках, а третий наш педагог заболел на год. Так получилось, что мы остались одни, а курс серьезный: надо было сделать спектакль по повести Чехова «В овраге».

Я взялся ставить этот спектакль: мне так хотелось, чтобы наш курс был крутым, чтобы, когда преподаватели вернулись, у нас уже все было готово.

На удивление, все ребята объединились, перестали опаздывать на репетиции (раньше, бывало, ждали два часа), нашли костюмы и придумали образы для повести — и у нас пошел прогресс.

У нас правда получилось что-то настоящее!

Второй перелом случился после того, как я закончил университет и осознанно решил как раз поступать на режиссуру к Сергею Женовачу. Дошел до последнего тура — а там очень облажался. Впереди меня ждали переезды и постоянные поиски себя и своего дела.

В итоге я уехал в Санкт-Петербург, но легче не стало. Тогда решил перебраться и поработать в Нижневартовском театре. Он мне понравился своей самобытностью, но там я понял, что работать актером — это не мое. Я не получал никакого удовольствия, только разочарование.

Тогда я начал экстренно готовиться к поступлению на режиссуру. Затем вторая попытка в Петербурге. Там я работал в подростково-молодежном клубе. Люди были замечательные, но система работы меня не устраивала, я бы даже сказал, убивала.

Другой взгляд на театр

Как думаете, когда сформировался ваш собственный взгляд на театр?

Сначала я понял для себя, что не хочу ставить на больших сценах и делать фундаментальные постановки. Еще в театре меня не устраивает, опять же, его система — здесь важно, чтобы спектакль был кассовым. Меня это ограничивает, сушит.

Мне нравится что-то «кабарешное», перфомансное — вот это мое!

Я не сравниваю Progon со стандартным театром, потому что мы отличаемся от того, что привыкли видеть люди на сцене. Я хочу, чтобы актеры по-настоящему кайфовали на сцене, была полная свобода. Мы ломаем «четвертую стену», часто зрители — участники спектакля.

-3

Progon

Идея создать «новый театр» возникла в Питере. Уже там я начал собирать труппу и пробовать. Мы показали несколько спектаклей, и тогда я понял, что в Питере я абсолютно чужой, а конкуренция там сумасшедшая.

Не доработано, непонятно, может, грязно — поэтому и называется Progon. Такова задумка — это всегда будет немного не доделано и сыро.

Когда я приехал в Ярославль, меня поддержали с проектом ребята с четвертого курса ЯГТИ. Мы начали готовить постановку. Было две площадки — «Музей современного искусства», где мы делали иммерсивный спектакль «Молчание» , и пельменная «Подбелка», где сейчас проходят наши постановки.

Сейчас с нами работают трое ребят: Остап Богомолов, Дима Данилов и Маша Смирнова.

— Как вы выбираете материал для постановок?

Я выбираю тему, которая мне интересна. Иногда в голове может просто появиться картинка, и я понимаю — да, из этого можно что-то сделать.

Например, в спектакле «Фауст» (мы рассказывали, как выглядит эта постановка, — Strelka Media) я просто взял этого героя, и тема совпала с моей идеей. Я показал современного Фауста, обычного сегодняшнего человека, который страдает ерундой и находится в поисках себя и смысла жизни.

Автор: Дарья Юматова

Следите за жизнью Ярославля в онлайн-журнале Strelka.Media