Найти тему

«Чертов гений»: как 22-летний блогер из Уфы стал новой рэп-звездой России

Оглавление

Алишер Моргенштерн увлекся рэпом, когда ему было 12, в старших классах пережил год «черного алкоголизма» и прославился, развенчивая миф о гениальности признанных рэп-звезд. Как 22-летний бунтарь из Уфы превратился в кумира поколения Z и зарабатывает миллионы, записывая примитивные треки в прямом эфире?

Судя по количеству почитателей, что-то гениальное в Моргенштерне действительно есть: его клип «Новый Мерин» на YouTube посмотрели 50 млн раз, а новый альбом «Легендарная пыль» собрал больше 70 млн прослушиваний во «ВКонтакте». Популярность Моргенштерна выплеснулась и в офлайн: у него забукирован тур по 30 городам России, Украины и стран Балтии.

Моргенштерн обрел славу, идя от обратного: в своем блоге "ИзиРеп" он показывал, как «на коленке» создаются рэп-хиты с миллионами просмотров, и развенчивал миф о недоступности искусства, а потом и сам начал музыкальную карьеру. Сегодня он составляет мощную конкуренцию своему антагонисту, тоже уроженцу Уфы — рэперу Face — и записывает треки с Егором Кридом и артистами Black Star. Став частью российского шоу-бизнеса, Моргенштерн не отказался от своего главного тезиса: «Музыка стала просто фоном. И нет в ней никакой ценности».

Музыкальный нигилизм хорошо продается: «Новый Мерин» за полгода принес Моргенштерну 3 млн рублей, интеграция в его клип стоит около 5 млн рублей, а «Легендарная пыль», записанная за неделю в прямом эфире, по оценкам экспертов, способна обогатить рэпера более чем на 10 млн рублей.

Постеби себя сам

Набив руку на пародиях незамысловатых текстов и ритмов, Алишер начал записывать собственные треки. Но амплуа не изменил: стал выводить процесс музыкального производства в прямой эфир на YouTube, показывая, что «никакого особенного секрета и магии тут нет». Нестандартный стриминг приносил дополнительный доход в виде пожертвований подписчиков, сделанных во время трансляции.

В 2018-м свет увидел его альбом «До того как стал известным». Релиз сразу побил рекорд рэпера Lizer (28 000 репостов «ВКонтакте» за сутки), набрав за день больше 50 000 репостов в социальной сети. Исполнитель тут же запустил коллекцию своего мерча — худи, футболки и халаты, а позже еще и туалетную бумагу с собственным портретом. Недавно на его сайте открылись предзаказы медицинских масок с надписью «Пыль», которые должны «зайти» на фоне распространения коронавируса.

В то время в YouTube были популярны блогеры, непрофессионально читающие рэп, и на первых порах Моргенштерна «тоже можно было заподозрить в том, что он один из таких блогеров, которые просто решили монетизировать свое YouTube-творчество», говорит Редькин. Позднее, по его словам, стало понятно, что Алишер — прежде всего музыкант, «просто несколько изменил свое промо — использовал YouTube, чтобы заработать первую скандальную популярность, а потом уже развился как серьезный музыкант».

В августе того же года Моргенштерн записал видео, в котором хвастался, что «носит на шее десять зарплат своего ректора». Разбогатеть помогло и то, что его стали привлекать в качестве модели. Например, он рекламировал онлайн-игру «Викинги» — большая часть видео состояла из демонстрации черного экрана, но за это Моргенштерн все равно получил, по его словам, 500 000 рублей. 100 000  из полученных денег он демонстративно сжег на камеру.

Год «изи-блогерства» и первый гастрольный тур принесли Моргенштерну, по его же словам, 15 млн рублей прибыли. Рэпер стал сорить деньгами не только в клипах, но и в жизни: рассказывает, что может «просто пойти и купить себе» цепочку из платины с бриллиантами за 3 млн рублей, а в клипе «Новый Мерин» демонстрирует купленный за 4 млн рублей белый Mercedes-Benz E200 (за рекламу автопроизводитель не заплатил). «Спасибо большое моим подписчикам за то, что сделали меня богатым. Я вам всю жизнь буду должен», — говорит Алишер.

-2

«Первая реакция — забомбить»

Успех Моргенштерна связан с тем, что он «исключительно талантливый человек, который чувствует свою аудиторию и понимает конъюнктуру», считает главный редактор The Flow Андрей Никитин. По его словам, «эффект Моргенштерна» вряд ли будет скоротечным, потому что он «скорее поп-персонаж, герой интернета и в меньшей степени рэпер». «Моргенштерн уже на хайпе раза в три больше, чем следовало бы. Я не знаю, сколько он может продержаться. Но то, что он уже сделал, заслуживает уважения», — уверен Никитин.

Впрочем, не все на музыкальном рынке разделяют эту точку зрения. «Моргернштерн долгое время выступал против музыкальной индустрии как явления, а потом стал ее частью. И первая реакция на его творчество — что называется, «забомбить», испытать неприязнь к нему. И это абсолютно нормально», — рассуждает Николай Редькин.

«Моргенштерн уже на хайпе раза в три больше, чем следовало бы»

С 2019 года Моргенштерн начинает штамповать хиты один за одним: YUNG HEFNER (27 млн просмотров), «Мне пох» совместно с артисткой лейбла Black Star Клавой Кокой (34 млн просмотров), «Грустная песня» в соавторстве с Кридом (47 млн просмотров) и, наконец, альбом «Легендарная пыль», который набрал рекордные 70 млн прослушиваний во «ВКонтакте». По оценке сооснователя одного из музыкальных лейблов, «Пыль» может принести Алишеру не менее 10 млн рублей выручки.

Моргенштерн начал сотрудничать с другим музыкальным блогером — Slava Marlow, который публично отказал ему записать совместный трек. Алишер уверяет, что еще до этого заявления сам начал смотреть канал Marlow и «предложил ему работу». После выхода песни «Я съел деда» исполнители вместе появились на передаче «Вечерний Ургант», а потом совместно записали нашумевший альбом «Легендарная пыль» в прямом эфире.

В феврале 2020-го вышел второй после «Я съел деда» громкий фит (совместный трек) Моргенштерна «Ratatatata» с кумиром его детства Витей АК. Самый свежий совместный трек «Малышка» Алишер записал с другим молодым исполнителем из Самары — Шарлот. На продакшн обоих роликов Моргенштерн потратил около 5 млн рублей, но вложения оправдали себя: за три дня после публикации только «Малышка» набрала 3 млн просмотров на YouTube.

Моргенштерн зарегистрировал ИП и работает один, не заключая контрактов с лейблами (они только помогают с дистрибуцией контента — например, с лейблом Zhara Music). «Когда [исполнители] уже в отчаянии, [они] кидаются на лейблы, да. А есть просто недалекие артисты, которые думают, что лейбл им сделает хорошо», — рассуждает Алишер.

«Сейчас я самое дорогое лицо СНГ. А проблемы будущего Алишера пусть он сам как-то вывозит»

С осени прошлого года Моргенштерн живет в Москве: по его словам, приехал и понял, что больше не хочет возвращаться в Уфу. Сначала жил у друзей, а потом снял квартиру за 120 000 рублей — но не на свое имя, а на некоего «дядю Наримана», поскольку самому 22-летнему рэперу с татуированным лицом риелтор отказал. Инвестировать заработанное в квартиру Алишер пока не хочет — пугает привязанность к месту.

Никакого проработанного бизнес-плана, да и просто представления о том, что делать, если его слава окажется краткосрочной, у Моргенштерна нет: «Никакой цели. Все, хватит о будущем думать. Сегодня же все классно, это главное. ***** [все равно] что там будет, — философствует рэпер. — Сейчас я самое дорогое и классное ***** [лицо] на территории России и СНГ. А проблемы будущего Алишера пусть он сам как-то вывозит».

-3