Найти тему

Маз-543

Военная промышленность СССР дарила миру немало интересных и перспективных проектов. Многочисленные, обычные и не очень, корабли, подлодки, автомобили, самолёты, танки и бронетехника служат прекрасными примерами таланта и дизайнерского мастерства инженеров Страны Советов. Более того, большая часть этой техники подтверждала свою полезность и нужность. Легендарное «Чудовище» — образец такой машины на колёсном ходу, способной, подобно землеройкам, прятаться в толще земли.

МАЗ-543
МАЗ-543

Имя ей — КШМ МАЗ-543. Это самодвижущийся пункт командования войсками, способный для усиления защиты и скрытности самозакапываться в углублениях. Таким образом, данный образец техники представляет из себя своеобразный передвижной бункер. Для создания такого укрепления солдаты выкапывали особое углубление, куда загонялась КШМ и присыпалась землёй. Норматив такой операции — полчаса. И такой же отводился на освобождение машины без посторонней помощи. Как она это осуществляла? По периметру корпуса были установлены семь специальных гидро домкрата, которые слегка поднимали МАЗ-543, после чего водитель запускал двигатель и машина самостоятельно выползала на свет.

-2

Кстати говоря о двигателе — в невероятную КШМ установили известный В-2. Это танковый дизельный двигатель на 12 цилиндров объемом 39 литров. Эта махина имела 525 л.с. при 1400 Н*м момента! Всевозможными вариациями данного «сердца» оборудовались множество танков. С такими движками ездили не менее легендарные Т-34 и ИС-1.
Нельзя не отметить и само шасси. Оно довольно часто использовалось во многих образцах. Пойдя в производство в
1962 году, оно сразу же стало основой для ракет проекта «9К…», РСЗО «Смерч» и многих других. И это уж не говоря про множество всевозможных модификаций и дополнений.
Внутри КШМ была снабжена самым современным на тот момент оборудованием. Площадь внутри
26 м2. Этого было достаточно, чтобы запихнуть внутрь несколько человек без учёта водителя. Изнутри устанавливался немалых размеров стол, огромное количество специального оборудования. Для наблюдения за прилегающей территорией, после окапывания и превращения машины в бункер использовались специальные перископы, установленные на крыше.

-3

Честь и слава разработки данного монстра лежит на специалистах Владимирского ЦНИИИ. По многим причинам данная КШМ не была поставлена на производство, во многом из-за министра обороны Советского Союза Д.Ф. Устинова, посчитавшего такую игрушку слишком дорогостоящей для бюджета. По итогу собрали лишь один «выставочный» образец, пару раз участвовавший в Парадах Победы на Красной площади, после чего его банально оставили догнивать в безымянном лесу.

Благодарю за внимание!