Введённые весной карантинные ограничения привели к росту популярности в России цифровых сервисов. Видеоплатформы не стали исключением: по прогнозам TelecomDaily, их общая выручка в 2020 году вырастет на 55 процентов – до 41,8 млрд рублей. Одним из драйверов роста участники рынка называют собственный оригинальный контент, доля которого за время пандемии увеличилась.
По итогам первой половины 2020 года все легальные онлайн-кинотеатры России заработали 18,64 млрд рублей – на 56 процентов больше, чем в предыдущем году. Ранее за год рост рынка не превышал 45 процентов.
«Лидерами по выручке остаются кинотеатры ivi и Okko: вместе на них приходится 40 процентов рынка в деньгах, причём доля ivi за полгода не изменилась, а Okko прибавил пять процентов», – отмечают аналитики TelecomDaily.
Доля рынка YouTube, Netflix, Megogo, «Ростелекома» снизилась. Максимальный рост выручки по итогам первого квартала (год к году) – у видеосервиса Start: 362,9 процента против 242,2 процента за 2019 год. Результатом платформа обязана успешным премьерам оригинальных проектов: вышло продолжение сериала «Содержанки», а также другие новинки, рассказала гендиректор компании Start Юлия Миндубаева.
В целом в российских онлайн-кинотеатрах появляется всё больше собственного контента. В 2020 году в онлайн вышли сразу несколько новых российских сериалов: «Чики», «Текст.Реальность», «Водоворот», «Окаянные дни» и другие.
Компании объединяются для производства контента. Например, фильм «Спутник» вышел в онлайн-формате при сотрудничестве сразу трёх платформ – Wink, ivi, more.tv.
Доля отечественных производителей онлайн-контента по сравнению с крупными игроками на рынке невелика, отмечают в PwC. Затраты на контент – стратегическое оружие в «гонке вооружений» стриминговых сервисов.
«Сейчас между онлайн-платформами наблюдается такая же сильная конкуренция за эксклюзивный контент, как была ранее между ТВ-каналами. Борьба будет только усиливаться по мере того, как крупные медиахолдинги будут запускать собственные стриминговые сервисы, а подписчики будут всё больше заинтересованы получать не только качественный сервис, но и оригинальный контент», – говорится в отчёте PwC «Медиаиндустрия в 2020–2024 годах». Консолидация рынка приведёт к тому, что отдельные ОТТ-сервисы будут упакованы вместе с другими предложениями на единой платформе подобно текущим пакетам в платном телевидении.
Из онлайна – в телевизор
«Яндекс» (ему принадлежит «Кинопоиск HD») стал первой медиакомпанией в России, не аффилированной ни с каким телеканалом, которая запустила линейку собственных сериалов, подчеркнули аналитики. Особо они отметили приобретение телеканалом «ТНТ» (входит в «Газпром-медиа») прав на показ сериала «Проект “Анна Николаевна”», созданного киностудией «Среда» Александра Цекало по заказу видеосервиса «Кинопоиск HD». «Проект “Анна Николаевна”» – один из двух первых оригинальных сериалов, которые создал «Кинопоиск HD». Второй – «Последний министр».
Останавливаться на достигнутом в «Яндексе» не намерены. В новом сезоне стартует комедийный сериал «Беспринципные» по рассказам Александра Цыпкина, мистический триллер «Топи» по сценарию Дмитрия Глуховского, политический триллер «Спойлер» по сценарию Сергея Минаева и ретрохоррор по роману Алексея Иванова «Пищеблок». «Кинопоиск» также объявил о запуске сериала «Азазель» по роману Бориса Акунина – сейчас этот проект на стадии разработки. Сыщика Эраста Фандорина решили поместить в современную альтернативную версию России, где по-прежнему царствует дом Романовых. Всего анонсировали семь новых проектов и продолжение ряда предыдущих.
Не так давно сервис выпустил сериал Романа Волобуева «Просто представь, что мы знаем» о редакции анонимного телеграм-канала «ППЧМЗ». Сериал игровой, но наполнен множеством отсылок. Например, прототипом одного из главных героев стал журналист газеты «Коммерсантъ» Олег Кашин. В камео появляются реальные представители российских СМИ. В эпизодах иронизируют над скандалами из мира журналистики – обвинением в харассменте главного редактора «Медузы», сменой владельцев «Ведомостей», иском Rambler Group к основателям веб-сервера Nginx.
Над созданием фильмов и сериалов работает и ivi. Зимой 2021 года обещают выпустить комедии «День города» и Love с Сергеем Светлаковым, Тимуром Батрутдиновым, Яном Цапником, Марией Мироновой в главных ролях. Кроме того, в онлайне выйдет продолжение комедийного сериала «ЧУМА! Вторая волна», «Нежность» Анны Меликян c Константином Хабенским и Викторией Исаковой в главных ролях, полнометражная комедия «Разговорник» с «Квартетом И» и другие проекты. Съёмки «Разговорника» уже завершились, участники квартета поделятся мыслями о «Норд-Осте», воспоминаниями о приезде Майка Тайсона в Одессу, рассуждениями о больших гонорарах.
Захват рынка
Аналитики отмечают, что на рынок ОТТ-сервисов МТС выходит на два года позже конкурентов, поэтому фокусируется на эксклюзивном контенте.
«Для нас важно организовать бесперебойный поток в том числе и собственного контента».
Игорь Мишин, генеральный директор «МТС Медиа»
Первый собственный сериал компания начала снимать этим летом. Называется он «Клиника счастья» – это драмеди 18+ про сексолога, которого сыграет Дарья Мороз. В основе, по заверениям создателей, реальные истории.
Почти сразу после этого компания заявила о запуске ещё семи сериалов совместно с продюсерской компанией «Среда». Основатель компании и генеральный продюсер Александр Цекало тогда подчеркнул, что партнёрство всё же «не про количество, а про качество». Среди проектов и остросюжетная психологическая драма «Хрустальный» от Олега Маловичко («Метод», «Троцкий»), и история о нестандартном подходе к разрешению кризиса в семейной жизни «Сцены из супружеской жизни», и триллер «Коса» от Игоря Волошина («Нирвана», «Ольга», «Физрук») о серийном убийце, имеющем собственную систему выбора жертв.
Ещё один проект, также анонсированный в сентябре, – криминальная трагикомедия «Два» о двух закадычных друзьях-сантехниках Лёхе и Жеке, постоянно находящихся в поисках денег. Её «МТС Медиа» снимет совместно с актёром, сценаристом и режиссёром Евгением Куликом (Kulik Production). Задолго до производства сериала скетч с героями Лёхой и Женей был выложен на YouTube-канале Евгения Кулика и набрал более 1,5 миллиона просмотров. Это история в формате горизонтального видео с встроенными вертикальными фрагментами. Продолжительность каждой серии составит 10 минут – так авторы рассчитывают удерживать внимание молодой аудитории, которая привыкла к форматам коротких роликов из социальных сетей.
Компания пообещала запустить программу прямых инвестиций в кинопроизводство. «МТС Медиа» будет рассматривать заявки на соинвестирование в производство фильмов. Отбором проектов займётся контентный комитет, а для принятия финальных решений по заявкам и форматам в МТС пообещали привлечь ведущих экспертов киноиндустрии.
Сам себе режиссёр
Развитие собственных проектов позволяет отечественным онлайн-платформам становиться интереснее для зрителей, даёт дополнительный стимул для развития рынка видеосервисов, отмечает генеральный директор Megogo в России Виктор Чеканов. Сервис в сентябре прошлого года открыл студию по производству собственного видеоконтента и до 2021 года планировал выпустить семь полнометражных картин. Но до пандемии успели закончить работу только над фильмом «Номер один» с Ксенией Собчак и Филиппом Янковским в главных ролях, остальные съёмки возобновились уже после снятия карантина.
Конкретные суммы, направляемые на производство оригинального контента, в компании не раскрывают, однако признаются, что с каждым годом планируют наращивать производство на 30–50 процентов.
«Это долговременная история, и качественный дорогой контент сразу же и только на платформе окупить сложно».
Виктор Чеканов, генеральный директор Megogo в России
В «Ростелекоме» (платформа Wink) активизацию производства видеосервисами своего контента связывают с двумя факторами – усилением конкуренции и задержками в трансляции оригинального контента от основных мировых студий. Многие видят выход в инвестициях в производство, считают в компании. При этом в самом «Ростелекоме» производство контента называют высокорисковым бизнесом, который далеко не всегда приносит отдачу. Поэтому в компании к инвестициям в контент подходят очень осторожно.
– В 2019 году мы договорились об эксклюзивном сотрудничестве с двумя переводчиками – Дмитрием Пучковым (Гоблин) и Денисом Колесниковым (Кураж-Бамбей). Они переводят фильмы и сериалы, которые эксклюзивно доступны только в Wink. Это направление не имеет рисков и доказало свою эффективность: у обоих переводчиков есть имя, профессиональная репутация и преданная армия поклонников, которая вслед за ними пришла в видеосервис, – рассказал директор по развитию направления «Видео» компании «Ростелеком» Антон Володькин.
Постепенно в компании решили расширять варианты инвестиций в контент, но взяли за правило разделять риски между несколькими участниками. Например, сериал «За час до рассвета» с Константином Хабенским в главной роли компания софинансирует ещё с несколькими инвесторами.
Wink тестирует и экономическую эффективность выпуска сериалов до премьеры на телеканалах, и фильмов – вместо премьер в кинотеатрах, так как это соответствует общему тренду ранней миграции топового контента в онлайн-формат.
– Уровень отечественного контента, несомненно, растёт. И тут вопрос не в конкуренции с западными сервисами, – уверен Антон Володькин. – В целом у зрителя есть запрос на качественный русскоязычный контент – как кино, так и сериалы. Скорее здесь мы конкурируем с другими способами проведения досуга – посидеть в социальных сетях бесплатно или заплатить небольшую сумму за классный российский сериал.
Не кино
Помимо кино и сериалов в онлайн начали выходить и другие развлекательные форматы. На ivi и Megogo можно посмотреть спортивные и киберспортивные трансляции, на Wink – концерты музыкантов.
На ivi спортивный контент стал доступен с начала 2020 года. Помимо спортивных каналов, подборок игровых и документальных фильмов про спорт и фитнес-направления, сервис транслировал матчи Лиги чемпионов и РПЛ, а недавно позволил производителям контента самостоятельно загружать и монетизировать оригинальный спортивный контент на сервисе. От материалов требуются только видео в формате HD и хороший звук, формат не ограничен: документальные фильмы, прямые трансляции, художественные фильмы и сериалы, хайлайты, подкасты, спортивные шоу, фитнес-уроки и любые другие типы контента. Зарабатывать производители смогут на рекламе, аренде или продаже контента.
В Megogo развитие направления «Спорт» называют одним из приоритетных. В этом году компания заключила многолетний контракт на трансляцию игр NBA, эксклюзивные права начнутся с нового сезона.
– Сегодня киберспортивные события могут сравниться с лучшими футбольными трансляциями, по крайней мере в интернете. Вот почему мы первыми из видеосервисов запустили собственный турнир с призовым фондом, а также с этого года нашим пользователям стали доступны все крупнейшие мировые турниры по Dota 2, CS:GO и другим актуальным дисциплинам в прямом эфире и в записи, – рассказал Виктор Чеканов. – Киберспорт сегодня – гигантская и невероятно лояльная аудитория. Не использовать эту отрасль для достижения новых бизнес-целей, медиаприсутствия и роста новой молодой аудитории было бы просто ошибочно.
В «Ростелекоме» одним из эффективных вариантов привлечения аудитории стали онлайн-концерты.
– Поклонники артистов регистрировались в нашем сервисе и оставались, чтобы посмотреть другой контент, – объясняет Антон Володькин. – В целом аудитория онлайн-концертов проекта WinkLive превысила 3 миллиона человек. Ни один живой стадионный концерт не смог бы собрать для артистов такую аудиторию.
Дальнейшее развитие формата Володькин связывает с восстановлением офлайн-индустрии развлечений. Он не исключает, что крупные фестивали на несколько лет перейдут в онлайн-формат.
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
Facebook https://www.facebook.com/Octagomedia/
Telegram https://t.me/octagonmedia
ВКонтакте https://vk.com/octagonmedia
Instagram https://www.instagram.com/octagomedia/