Тема популярная, сам Один велит вписаться. Кто такие викинги, что целой армией адептов вознесены к вершинам невероятной силы-ловкости, Олимп личного воинского мастерства… Поскольку Уставов подготовки личного состава морской пехоты Рагнара Лодброка не сохранилось, будем читать скандинавские саги. Оттуда черпать понимание. Какими способами тренировки и воинского учения суровые повелители сельди и трески … в глазах современных «кнопкотыков» неожиданно стали терминаторами средних веков.
Понятно, что для подготовки сносного (а тем более выдающегося) воина требуется соответствующее воспитание с древними традициями желательно. Наличие под рукой оружия. От учебного до боевого, в товарных количествах. Способность проливать кровь с самых юных лет и не бояться ее. С этим анти-гринписсовским аспектом у малышей-скандинавов вроде полный порядок: саги постоянно упоминают о начале такого воспитания с двух-трех лет.
Когда приносили на ребячью расправу птенцов, птиц, всяких щенков, прочую живность. Насколько массовой могла быть традиция? Думается — не очень. Воспитывать именно воина безжалостного могли позволить только очень богатые семьи и знать. Остальным пахарям-рыбакам на такой бред — время тратить некогда…
Прыжки. А вот тут можно порассуждать о массовости этого вида «спорта». Саги пестрят описаниями: состязались в опасных прыжках с высоких гор, через рвы и ручьи, лошадей, людей, ограды и загоны. С различными тяжестями в руках, мешками за спиной, в кольчугах. Искусство считалось совершенным, когда ловкость «спортсменов» начинала попадать в массовый изустный обиход. Вплоть до прозвищ и поминаний скальдами местными. Гуннар из Хлидаренди, знатный ирландец, в полном вооружении мог делать прыжки выше своего роста, вперед и назад. Другой исландец, Скарпхединн, показал свое искусство, перепрыгнув через ручей двенадцати аршин, когда его берега, покрытые льдом, были крайне скользкими.
Среди воинов эти «прыжковые умения» тоже считались полезными, много писано про викингов, что быстрым кульбитом в сторону уклонялись от стрелы или копья. Причем с дикой скоростью: не успевая поднять щит или сбить смертоносный летящий предмет. Особо подготовленные могли перепрыгнуть окружавших их врагов, пытавшихся «задавить щитами» потенциального пленника. Часты эпизоды с прыжками с высоких скал и прочей крутизны. Что в воду, что на землю-матушку.
Проверяем, конечно. Рекорд Книги Гиннеса по прыжкам в высоту с места — это 1,6 метра. Насколько массово такое умение могло быть среди викингов? Точно таким же. За всю длинную историю — дюжина таких «прыгунов» набралась бы, не более. Остальные… вряд ли метр двадцать одолеть смогли. В таких техниках любой кочевник им фору даст, имхо…
Скалолазы. Вот тут сагам можно верить. Особым мастерством, демонстрацией смелости — были забавы по лазанию горному. Надо думать, исключительными способности в этом экстриме обладали почти все поголовно, если не на равнине жили. Птичьи яйца — тот еще деликатес во время рыбной диеты. Сама природа горных мест приучала будущих викингов лазить по горам и доводила их — до высокой степени ловкости. Особенно когда это искусство приносило немалую славу. В конкурентной среде самолюбивой молодежи.
По словам саг, какой-то Херинг прославился тем, что мог взбираться на любую гору. На которую ему укажут. Разбогател немало на пари, между прочим. Олаф Трюггенсон, считавшийся в Норвегии мастером во всяких военных упражнениях, — взобрался на неодолимый веками утес Смальсархорн в полной боевой выкладке — установил там свой щит. Он же — однажды находился со своими драккарами у подошвы крутой горы. Трое из хирда, хвалясь скалолазными дарованиями, заспорили само собой. Двое провалили восхождение, но вот третий банально застрял в патовой ситуации почти у вершины — ни туда, ни сюда. Король самолично взобрался туда и под руки (?) стащил хвастуна вниз.
Волчий бег. Тут можно тоже согласиться с сагами. Летописи гейроп пестрят удивлением: викинги во время набегов перемещались с умопомрачительной скоростью. Иногда передвигаясь рядом с лошадьми, давая таким образом тем передохнуть. За ночь пешими могли пробежать до 40-50 кэмэ, если посчитать некоторые документированные маршруты к монастырям Ирландии и Англии. Саги подтверждают: воинским и обыденным умением был у викингов — бег взапуски или на огромные расстояния (от фьорда к фьорду). Популярностью пользовался в простом скандинавском сообществе весьма. Скорость и выносливость ценились высоко тоже. Как Гомер нарекает Ахиллеса «быстроногим»; так и северные саги называют «frаr» и «fot bvatr» тех, кто особенно отличались в этой дисциплине.
Особым воинским шиком было соперничество с самыми ходкими лошадьми. Часто поминаются многие конунги-короли: Олаф Трюггвасон, Эйнар Тамбаскельфер, Харальд Синезубый, Херальд Хардраде. Эти мужчины ничуть не стыдились такой банальной, казалось бы, славы. Но налегали все же — на лыжные гонки. Они описаны в сагах как люди, что с помощью одной палки — «skidageislan» — пробегали снеговые поля и горы. В башмаках, подбитых железом или сталью, «перелетали с быстротой ветра» покрытые льдом воды.
Пловцы.Тут, думается, тоже сагам можно верить, повседневная жизнь и психическая «повернутость» на силе-ловкости-выносливости — могла и делала из викинга (с самых юных лет) великолепного пловца. В более сознательном — и боевого, если хотите. Поскольку в некоторые хирды, уходящие в набег, невозможно было попасть… Если не способен переплыть фьорд в полном платье или кольчуге. Такой вот найм практиковался…
В летнее время среди детворы и подростков любимыми водными занятиями были: обычное плавание на дальние дистанции, заплывы с товарищем на плечах, прыжки в воде. Опасной, почти запрещенной забавой была «подводная драка». Соперники сражались, боролись под водой, спихивая друг друга вглубь. Кто был сильнее, должен был держать противника под водой так долго, пока не запросит пощады и не признает свое поражение. Понятно, что смертельных происшествий случалось немало. Что потом приводило к кровной мести между семьями-общинами. Как это не старались изжить — всё бесполезно…
Игра в мяч на льду тоже пользовалась изрядной популярностью. Это очень интересное занятие, что вполне могло развивать из молодежи кое-какие исключительные воинские навыки впоследствии («стену щитов», невероятную устойчивость и координацию стоек). Правила такие: один из играющих подбрасывал мяч, бил по нему палкой. Его «союзник» должен был поймать мяч. Или отражал его такой же деревяшкой. Всё требует особенной ловкости. Если учесть, что толпа «соперников» должна мешать «ловцу». Толкает, стремится уронить на лед, пытается самостоятельно отбить мяч. Пихаться в этой круговерти можно только плечами, подсечки и удары ногами разрешены подъемом стопы. Суровое состязание: игралось-то деревянными мячами, не набитыми чем-нибудь.
Долгими скандинавскими зимами это было популярным общественным зрелищем. Даже турниры проводились. Куда приглашались жители дальних земель. Например, на Мардфьордском льду в Исландии часто давались большие игры с немалыми призовыми от конунгов; у хорейдских викингов было в обычае устраивать их в длинные зимние ночи. Даже специально строились временные «гостиницы», в которых жили игроки и болельщики из дальних краев. Затянуться чемпионат мог на пару недель.
В перерывах между ледовыми играми в мяч проводились параллельные состязания — в борьбе. Тоже сверх всякой меры популярное занятие викингов. Лиги были самые разные: от еле топотавших юнцов — до убеленных сединами хирдманов. Видов борьбы было несколько: в одних всё зависело от грубой физической силы, в других — победа засчитывалась по искусству и ловкости (по очкам). Всё было строго регламентировано: несколько судей следили за правильностью приемов и хватов. Побеждал тот, кто смог устоять или вывернуться из тисков неудобного для себя положения.
Камни. К числу упражнений, требовавших сильной руки и особенно полезных в морских битвах (на качающейся палубе), можно отнести еще одну популярную забаву: метание дротиков-копий и камней на дальние дистанции. В подростковом возрасте — умение обращаться с пращой. Думается, очень обыденное и рутинное занятие было для всего мужского и женского населения. Сбить птицу, мелкую зверушку на охоте, подбить крупную рыбину на мелководье… Но саги налегают на такой «метательный» аспект: нужна не только точность броска, сколько его сила. Умение пробивать цели насквозь. Как развитие забавы и охотничьего навыка — викинги учились с одинаковой ловкостью бросать обеими руками два копья разом. На бегу ловили дротик противника, бросали его обратно. Особым воинским шиком считалось такое мастерство: с мечом в одной руке и копьем — в другой, — биться против двоих-троих соперников.
На сегодня пока всё. Выводы делать преждевременно, думаю. Насколько в воинском искусстве скандинавы превосходили современников? Интересные наблюдения почитаем в комментариях. А о прикладных воинских навыках викингов — следующая статья, оставайтесь с каналом…
Продолжение следует...