Предыдущая часть статьи:
https://zen.yandex.ru/media/id/5d67fa7e8c5be800aef96fb9/ujasy-v-mertvoi-derevne-pustyn-5f8187685c2b3403cefa53e8
Поход по р. Нодога
На следующее утро встал почти в 8. Всю вторую половину предыдущего дня и всю ночь шёл дождь. Вода на земле, на траве и в воздухе. Всё пропитано влагой. Лазать по высокой мокрой траве в поисках дров очень не хотелось, поэтому решил съесть оставшуюся тушёнку, собирать пакрафт и отчаливать, а до 12 часов найти удобный берег, без травы и с дровами и там в удобном месте приготовить что-нибудь горячее, гречку или рис. Чтобы не промокнуть сразу же, обмотал ноги тентом как юбкой и в таком виде успешно дошёл до реки. Первые же километры сплава дали понять, что мои мечты и мысли об обеде можно оставить.
Каждые 30-50 метров на речке были бобровые плотинки, завалы, мели, камни. Всё это приходилось обносить и перетаскивать. Первые пара часов такого «сплава» были особенно медленными ещё из-за того, что я старался не залить ботинки. Они так то мембранные и хорошо держат воду, поэтому я вступал только туда, где было недостаточно глубоко, чтобы их залить через край. Такая тактика оставляла ноги сухими и тёплыми, но делала продвижение и без того неприлично медленным. Но вот когда в один прекрасный момент я всё же провалился ногой в яму выше чем по колено перелезая через очередную бобровую запруду, церемонии кончились. Я просто стал идти по воде. Да, вода ледяная и было холодно, но скорость сразу увеличилась существенно.
Я больше не тратил время на то, чтобы залезать или вылезать в очко пакрафта, просто сидел сверху на нём как Д-Артаньян, свесив ноги и спрыгивал в воду перед каждым очередным завалом, перебрасывал или протаскивал пакрафт, прыгал на него сверху и грёб дальше. Часто попадались участки, когда от завала до завала было метров 30, и тогда я просто шёл по воде по отмели. Я рвался к урочищу Солонище, потому что там был значительный правый приток Нодоге, я надеялся, что он прибавит воды на столько, что я смогу спокойно сплавляться и не заниматься тасканием. Но всем этим мечтам не суждено было сбыться. А начиная с обеда снова пошёл дождь.
Невозможно описать словами и передать те чувства, которые ты получаешь там. Попытаться представить конечно можно, ну вот попробуйте. Вот ты стоишь в холодной воде уже несколько часов, ноги сырые до пояса насквозь от брызг и дождя, куртка тоже отсыревает всё больше. Ты весь в песке, не жравши весь день, ноги начинают постепенно слегка неметь от холода, отчётливо ощущаешь, что силы тебя начинают покидать, а впереди ещё 15 км вот такого вот пути. Ты прошёл уже 10, но потратил почти весь день, а впереди ещё 15, Карл! И стемнеет через полтора часа. Нет — это всё сухие слова, совершенно ничего не отражающие... и не вызывающие никаких эмоций.
Понимать, что ситуация принимает экстремальный оборот, я начал в 16 часов. Уже стало совершенно понятно, что река не расчистится, и что до темноты я не успею всю её пройти. Дождь, идущий уже часа 3, начал превращаться в ливень. Берега кругом заросшие напрочь. Силы покидают, требуется адреналин и тестостерон. И главное — нужно принимать решение — вставать или идти до конца, а значит в ночь. Минут через 5 решение принято. Прибегаю к своим тайным приёмам: умываюсь как следует холодной водой, несколько раз посильнее наотмашь бью по левой груди и громко произношу те слова, которые произношу в таких ситуациях. Включается Воля!
Через полчаса становится темно, плыть уже совершенно не возможно, просто не видишь куда гребёшь. В темноте пытаюсь разглядеть сушину на берегу. Вылезаю на крутой двухметровый берег, нахожу две поваленные уже сухие ёлки и разжигаю из них большой костёр. Вода внизу, а слезать по песчаному берегу не охота — потом залезать трудно, поэтому привязываю котелок к верёвке и кидаю его вниз, даже не вижу куда, потому что налобный фонарик почти не светит — батарейки сели. Зачерпнув таким способом примерно пол литра воды, ставлю её на костёр. Пью через 10 минут чай с песком, при чём и с сахарным и с обычным, который из реки, да и пёс с ним, сейчас это не важно. Как выпиваю, повторяю процедуру. Немного отогревшись, собираю барахло в рюкзак, выжимаю как бельё после стирки одежду, надеваю снова и ломлюсь через лес.
У меня впереди хороший линейный ориентир — дорога. Проскочить мимо неё почти невозможно. У меня с собой умные часы с компасом и навигатором. Намечаю азимут и начинаю с матами ломиться через лес, через кусты. Пару раз пролезал жуткие буреломы, то, что у меня обе больные ноги, я уже забыл. Метров через 400 лес стал пореже, а потом и вовсе выскочил на тропу. Через полчаса я уже стоял на грунтовой дороге и парил как самовар. Сбросил вещи под ель, чтобы с дороги не было видно и налегке пошёл в деревню, до неё было 6 км, там у меня стояла машина. Пошёл — это мягко сказано, я почти летел. Налегке, да ещё по чистой ровной дороге без кустов и завалов — от этого успел отвыкнуть всего за 3 дня.
Пришёл в деревню, а в машине сел аккумулятор! Всё по закону жанра! Забыл вынуть штекер видеорегистратора когда уходил. И тут можно было бы спокойно впадать в отчаяние, но через каких-то 10 минут на дороге свет фар. Мужик из соседней деревни едет на ржавой раздолбаной шестёрке, из под капота пар валит. Мы с ним баш-на-баш, я ему плоскогубцы, чтобы открыть капот и залить воды, он меня прикурил. Ну а дальше совсем ерунда, каких-то 6 часов дороги и я дома.
Мой сайт русскаяволя.рф