Найти тему

Купеческий клуб. Новое здание - старая история

Оглавление

Продолжение статьи о Московском Купеческом клубе

Эскиз нового здания Купеческого клуба
Эскиз нового здания Купеческого клуба

В начале XX Москва уже была огромным городом.

Если наложить старую Москву на нынешнюю, то получится, что занимала она всю территорию Центрального Административного округа и некоторые окрестности - Ходынское поле, Сокольники и Воробьевы горы. фактической границей стремительно развивавшегося города стала Московская кольцевая железная дорога, ныне более известная как МЦК. Даже на план целиком не влезла!

План Москвы издательства Суворина за 1910 год. Хотя поменялось не так уж и много  изучать можно практически бесконечно! Полную версию карты - прилагаем http://abali.ru/wp-content/uploads/2019/01/plan-Moskvy-s-prigorodami-1910.jpg
План Москвы издательства Суворина за 1910 год. Хотя поменялось не так уж и много изучать можно практически бесконечно! Полную версию карты - прилагаем http://abali.ru/wp-content/uploads/2019/01/plan-Moskvy-s-prigorodami-1910.jpg

Город рос не только вширь, но и ввысь. Ведь за исключением Кремля и многочисленных колоколен, что хорошо видно на старых фото, город был в основном двухэтажным. На первых этажах были лавки и мастерские, а на вторых - жилые помещения. Причём в основном деревянные: на Руси всегда преlпочитали более жить в дереве, чем в камне. Деревянное помещение легче протопить, тепло держит лучше. Лишь в богатых усадьбах был третий этаж, причём располагалось там жилье для слуг. Но в связи с изменениями экономического и социального строя, состав населения города сильно поменялся, сила дворянства слабела, а буржуазии наоборот - росла.

Характерный пример - Городская усадьба Делессаля — Любощинской. Ранее выходившая классическим фасадом на Зубовский бульвар в XX веке ужаслась: на месте парадного двора и флигелей вырос большой доходный дом (Зубовский бульвар 15).
Характерный пример - Городская усадьба Делессаля — Любощинской. Ранее выходившая классическим фасадом на Зубовский бульвар в XX веке ужаслась: на месте парадного двора и флигелей вырос большой доходный дом (Зубовский бульвар 15).

Росла и цена на землю! В итоге, многие дворяне начали продавать части своих усадеб - под застройку. И начали расти на московских улицах дома в 4, 5 этажей. Такой формат куда привычнее для Петербурга, где доходных домов - тысячи. А шагнув в 20 век Москва начала строится домами до 8 этажей, которые стали называть тучерезами.

Доходный дом Лобозева архитектора Эрнста Нирензее. В дореволюционной Москве - один из самых высоких - 8 этажей. Москвичи были в шоке. Теперь наши тучи режут совсем другие дома. Оружейный переулок 43 с1.
Доходный дом Лобозева архитектора Эрнста Нирензее. В дореволюционной Москве - один из самых высоких - 8 этажей. Москвичи были в шоке. Теперь наши тучи режут совсем другие дома. Оружейный переулок 43 с1.

Появились автомобили, телефон стал явлением частым и уже обыденным, электричество проводили в домах уже при строительстве. Для высоких каменных домов появилась новенькая диковинка - элеватор или лифт. То есть то, что мы представляем как городскую жизнь сейчас, появилось именно тогда в начале XX века.

Тогда же появились и пожарные автмобили. Даймлер-Бенц, между прочим.
Тогда же появились и пожарные автмобили. Даймлер-Бенц, между прочим.

Угнаться за стремительным развитием решил и посконный Купеческий клуб. К началу века накопились там такие фонды (о том, как они копились сказывается в прошлой части), что можно было и участок купить, и специальное здание выстроить, не довольствуясь как ранее арендой больших аристократических особняков.

Почти весь XIX век Купеческий клуб был расположен в доме Салтыкова-Мятлевых, на Большой Дмитровке. Решили далеко не уезжать - всего-то через Страстной бульвар - на Дмитровку Малую.

В обилии появились также электрические трамваи и реклама. Фото с сайта pastvu.com
В обилии появились также электрические трамваи и реклама. Фото с сайта pastvu.com

Здесь, совсем рядом, у церкви Рождества в Путинках нашли превосходный, большой по площади участок. Провели архитектурный конкурс, который выиграл архитектор Илларион Александрович Иванов-Шиц. Этот талантливый зодчий прославился как один из мастеров модерна в Москве наряду с Фёдором Шехтелем и Львом Кекушевым. Он изучал разные изводы модерна и прекрасно овладел его художественными средствами.

И.А. Иванов-Шиц
И.А. Иванов-Шиц

Но после первой русской революции модерн с его плавными линиями, мозаиками и сказочной роскошью начал выходить из моды. Вновь свои позиции начал отвоёвывать классицизм. Александр Илларионович превосходно соединил современность и выразительные средства модерна с классическими мотивами.

Здание нового Купеческого клуба после постройки. Солидно, не правда ли?
Здание нового Купеческого клуба после постройки. Солидно, не правда ли?

И благодаря этому синтезу сумел обогнать своё время не менее чем на 15 лет вперёд! Наняв большого архитектора, московские купцы смогли заглянуть в будущее, правда - не в своё, а деловых людей из-за океана, из США!

И в наше время. А выглядит как новенькое!
И в наше время. А выглядит как новенькое!

Илларион Александрович был большим специалистом в строительстве общественных зданий. Самые масштабные его работы - это народные дома, Народный университет Шанявского (ныне РГГУ), больницы - Морозовская и Солдатенковская (ныне Боткинская). Ну а здесь он имел полное право проявить весь свой художественный талант, а главное, материальные средства для этого!

Здание, которое и сейчас можно увидеть по адресу Малая Дмитровка 6, состоит из трёх основных объемов, разделённых двумя массивными башнями, в которых расположены подъезды. Не смотря на то, что основные детали, такие как ионические колонны, решётки, карнизы относятся к классицизму, в здании ярко ощущается дух модерна. Тонкие литые детали, мягкие переходы геометрических линий, маскароны и строгие, но при этом кружевные оконные рамы.

Объем башни над главным входом
Объем башни над главным входом

Об окнах стоит сказать отдельно: они огромны, дают много света и прямо-таки "одеты" в декор. Здесь явно чувствуется влияние модерна, причем его австрийского варианта, так называемого Венского Сецессиона, ведь автор повышал квалификацию в Австро-Венгрии, был знаком и учился у зачинателя этого течения Отто Вагнера.

Любопытно, что один из самых богатых этим стилем городов - Львов. Этот город тоже в начале века переживал бурный расцвет, основанный... на добыче нефти!
При внимательном рассмотрении становится ясно, что перед нами никак не классицизм
При внимательном рассмотрении становится ясно, что перед нами никак не классицизм

Но вот внутри Александр Илларионович шагнул намного дальше чем венские сецессионисты, объединив в гармоничную комбинацию строгую геометрию, роскошь деталей и технические новшества. В Московском Купеческом клубе самозародился стиль Ар-Деко...

Уже вестибюль говорит что внутри гостей ждёт нечто невероятное!
Уже вестибюль говорит что внутри гостей ждёт нечто невероятное!

Чтобы не растягивать публикацию, мы расскажем об интерьерах и содержании удивительного здания в следующей части.

P.S. О корнях московской современности вам рассказывает Университет Правительства Москвы!