Продолжение статьи о Московском Купеческом клубе
В начале XX Москва уже была огромным городом.
Если наложить старую Москву на нынешнюю, то получится, что занимала она всю территорию Центрального Административного округа и некоторые окрестности - Ходынское поле, Сокольники и Воробьевы горы. фактической границей стремительно развивавшегося города стала Московская кольцевая железная дорога, ныне более известная как МЦК. Даже на план целиком не влезла!
Город рос не только вширь, но и ввысь. Ведь за исключением Кремля и многочисленных колоколен, что хорошо видно на старых фото, город был в основном двухэтажным. На первых этажах были лавки и мастерские, а на вторых - жилые помещения. Причём в основном деревянные: на Руси всегда преlпочитали более жить в дереве, чем в камне. Деревянное помещение легче протопить, тепло держит лучше. Лишь в богатых усадьбах был третий этаж, причём располагалось там жилье для слуг. Но в связи с изменениями экономического и социального строя, состав населения города сильно поменялся, сила дворянства слабела, а буржуазии наоборот - росла.
Росла и цена на землю! В итоге, многие дворяне начали продавать части своих усадеб - под застройку. И начали расти на московских улицах дома в 4, 5 этажей. Такой формат куда привычнее для Петербурга, где доходных домов - тысячи. А шагнув в 20 век Москва начала строится домами до 8 этажей, которые стали называть тучерезами.
Появились автомобили, телефон стал явлением частым и уже обыденным, электричество проводили в домах уже при строительстве. Для высоких каменных домов появилась новенькая диковинка - элеватор или лифт. То есть то, что мы представляем как городскую жизнь сейчас, появилось именно тогда в начале XX века.
Угнаться за стремительным развитием решил и посконный Купеческий клуб. К началу века накопились там такие фонды (о том, как они копились сказывается в прошлой части), что можно было и участок купить, и специальное здание выстроить, не довольствуясь как ранее арендой больших аристократических особняков.
Почти весь XIX век Купеческий клуб был расположен в доме Салтыкова-Мятлевых, на Большой Дмитровке. Решили далеко не уезжать - всего-то через Страстной бульвар - на Дмитровку Малую.
Здесь, совсем рядом, у церкви Рождества в Путинках нашли превосходный, большой по площади участок. Провели архитектурный конкурс, который выиграл архитектор Илларион Александрович Иванов-Шиц. Этот талантливый зодчий прославился как один из мастеров модерна в Москве наряду с Фёдором Шехтелем и Львом Кекушевым. Он изучал разные изводы модерна и прекрасно овладел его художественными средствами.
Но после первой русской революции модерн с его плавными линиями, мозаиками и сказочной роскошью начал выходить из моды. Вновь свои позиции начал отвоёвывать классицизм. Александр Илларионович превосходно соединил современность и выразительные средства модерна с классическими мотивами.
И благодаря этому синтезу сумел обогнать своё время не менее чем на 15 лет вперёд! Наняв большого архитектора, московские купцы смогли заглянуть в будущее, правда - не в своё, а деловых людей из-за океана, из США!
Илларион Александрович был большим специалистом в строительстве общественных зданий. Самые масштабные его работы - это народные дома, Народный университет Шанявского (ныне РГГУ), больницы - Морозовская и Солдатенковская (ныне Боткинская). Ну а здесь он имел полное право проявить весь свой художественный талант, а главное, материальные средства для этого!
Здание, которое и сейчас можно увидеть по адресу Малая Дмитровка 6, состоит из трёх основных объемов, разделённых двумя массивными башнями, в которых расположены подъезды. Не смотря на то, что основные детали, такие как ионические колонны, решётки, карнизы относятся к классицизму, в здании ярко ощущается дух модерна. Тонкие литые детали, мягкие переходы геометрических линий, маскароны и строгие, но при этом кружевные оконные рамы.
Об окнах стоит сказать отдельно: они огромны, дают много света и прямо-таки "одеты" в декор. Здесь явно чувствуется влияние модерна, причем его австрийского варианта, так называемого Венского Сецессиона, ведь автор повышал квалификацию в Австро-Венгрии, был знаком и учился у зачинателя этого течения Отто Вагнера.
Любопытно, что один из самых богатых этим стилем городов - Львов. Этот город тоже в начале века переживал бурный расцвет, основанный... на добыче нефти!
Но вот внутри Александр Илларионович шагнул намного дальше чем венские сецессионисты, объединив в гармоничную комбинацию строгую геометрию, роскошь деталей и технические новшества. В Московском Купеческом клубе самозародился стиль Ар-Деко...