Юты такие же австралийские, как кенгуру или Сиднейский оперный театр. Легкие автомобили с открытым грузовым отсеком - неизменный элемент ландшафта современной Австралии. Ют - лучшее, что нам дала австралийская автомобильная промышленность. Этот тип транспортного средства, переживший Вторую Мировую Войну, постепенно предается забвению. Нам, как ценителем автомобилей, будет его не хватать.
История создания или голь на выдумки хитра
Это был 1932 год, когда в австралийский филиал Ford пришло письмо от жены фермера, в котором говорилось, что ей надоело ехать в церковь на нерепрезентативном, рабочем грузовике, используемом на ферме. Женщина спросила, может ли Форд создать небольшой автомобиль, который отвезет ее на воскресную мессу, а в понедельник она отвезет на нем продукты на рынок. Ответ не заставил себя долго ждать.
Письмо попало на стол тогдашнего руководителя отдела дизайна Форда Льюиса Битта и им решено было начать новый проект. Вот что годами позже сказал его подчиненный Льюис Бандт об этом проекте: «Если бы мы вырезали заднюю часть автомобиля и просто поместили туда грузовое пространство, конструкция могла бы разорваться пополам. Поэтому я спроектировал усиление рамы, которое соединяет конец кузова с центральной стойкой. Тем самым мы хотели усилить точку контакта между кабиной и грузовым пространством. Когда мы закончили, я сказал: Босс, этим свиньям предстоит роскошная прогулка по городу.»
Специалисты австралийского отделения Ford быстро перешли от слов к делу, благодаря чему уже в 1934 году, через два года после просьбы жены фермера, с конвейера сошел Ford Coupe Utility, который, несмотря на то, что имел всего 500 экземпляров, положил начало автомобильной революции в Австралии. Именно сочетание слов Utility и coupe дает аббревиатуру UTE, которая использовалась для описания будущих автомобилей этого типа.
Большая двойка
Австралийские фермеры и предприниматели быстро полюбили UTE, и производители попытались этим воспользоваться. На местный рынок сделали ставку две марки - упомянутые выше Ford и Holden. Их продукция воспринималась местными покупателями как строго австралийская, несмотря на связи с США - в случае Ford с Ford Motor Company, а в случае Holden - с General Motors.
Поэтому никого не удивит, что именно Ford Australia и Holden могут похвастаться самой богатой историей производства UTE. Эти два бренда годами доминировали на австралийском рынке, завоевывая верных последователей, которые не чувствовали себя похожими друг на друга и никогда не меняли своих предпочтений.
Во второй половине 20-го века владение Ford или Holden было чем-то вроде подбадривания для любимой команды, и в дерби обычно играли находясь в автомобилях категории UTE. Вот в таких специфических условиях родился и вырос вид, столь же редкий и непонятный для среднего европейца, сколь и интересный и желанный его величество UTE.
Обычно рост популярности той или иной модели сопровождается увеличением числа желающих ее модифицировать. Конечно, эта тенденция не обошла стороной UTE, тем более что из-за отношений между Фордом и Холденом все более мощные двигатели начали попадать под капоты серийных легковых автомобилей.
Неожиданно оказалось, что эти относительно легкие конструкции могут быть довольно быстрыми. Более того, сочетание заднего привода и пустого грузового пространства привело к так называемой избыточной поворачиваемости. Производители заметили, что спектр покупателей значительно расширяется, поэтому они начали создавать UTE не только для спокойных стареющих фермеров церковников, но и для молодежи, которая хочет немного позажигать после тяжелого рабочего дня.
В 1966 году, когда дебютировал Ford Falcon второго поколения, покупателям был предоставлен выбор не только обычных шестицилиндровых двигателей, но и мощного 5-литрового V8. Тогдашний конкурент Chrysler Valiant Utility - прародитель более позднего UTE Holden - также был доступен с 4,5-литровым V8. Следующие поколения обеих моделей оснащались еще более крупными агрегатами - Ford в конце 1970-х представил 5,8-литровый V8, Chrysler превзошел этот результат на 0,1 л. Несмотря на мощные двигатели, эти автомобили по-прежнему сохраняли в основном утилитарный характер. Однако все изменилось с приходом 21 века.
Новые времена - новые персонажи
В последние два десятилетия 20 века формула UTE начала постепенно становиться неактуальной. Мало кто из фермеров уже хотел купить себе одну универсальную машину с универсальным характером. В работе UTE постепенно уступили место классическим внедорожным пикапам, а покупатели стали выбирать для повседневной езды внедорожники и элегантные седаны.
Тем не менее, Ford и General Motors не собирались сдаваться, вступив в новую эру с новым UTE. Теперь утилитарность больше не играла первую скрипку. Грузового пространства по-прежнему было много, но также было много мощности, были большие колесные диски и большие спойлеры. Желающие по-прежнему могли выбирать обычные и гражданские версии, но никто даже не пытался скрыть, что видят в UTE только быстрый, сумасшедший пикап, который должен привлекать внешним видом и скрытым за ним злобным характером.
Подразделение FPV - Ford Performance Vehicles, созданное в Австралии в 2002 году, отвечало за создание самого крутого UTE Ford в истории. Холден, в свою очередь, контролировал HSV - Holden Special Vehicles. У каждого из них есть несколько очень сильных жужжалок, линейку которых венчают эффектные Falcon XR8 и Maloo GTS R.
Новый UTE от Ford, благодаря 4-литровому шестицилиндровому двигателю с наддувом, мог похвастаться 421 л.с., максимальным крутящим моментом 533 Нм и отличными характеристиками. Первая сотня появлялась на спидометре через 4,6 секунды. HSV Maloo GTS - самый мощный UTE в истории - разгонялся с 0 до 100 км / ч за аналогичное время, но его параметры были еще более впечатляющими. 644 л.с. и 815 Нм мощности говорят сами за себя.
Falcon исчез с рынка в 2016 году, а Maloo - годом позже, положив конец эпохе уникальных автомобилей, которые стали австралийской иконой и предметом зависти автолюбителей из других уголков земного шара. Сомнительно, что во времена повсеместной экологии и корректности какой-либо производитель решился бы вернуться к этой безумной концепции, которая - как в функциональной, так и в более спортивной версии в конце концов оказалась бессмысленной, но все же может быть, верно?