Почти реальная история из жизни обычной деревенской школы, которая находится за много тысяч километров от Африки.
***
Открытый урок подходил к концу. Алевтина Ивановна подводила детей к окончанию урока и краем глаза поглядывала на висящие сбоку на стене часы. Нужно было закончить вовремя, чтобы "гости урока" в лице завуча Ирины Геннадьевны и представителя РАЙОНО Наталии Сергеевны не нашли к чему придраться.
Урок, к слову сказать, прошел достаточно гладко. Детям была интересна тема "Африка", а потому они молча слушали и вели себя вполне достойно.
Гром раздался с задней парты. Мальчик Юра, проковырявший в носу почти весь урок, вдруг громко спросил без поднятия руки:
- Алевтина Ивановна, а вы когда-нибудь живого негра видели?
Алевтина Ивановна опешила. Если бы это был не открытый урок, а самый обычный, то она наверняка сказала бы, что видела, когда в 1987 году ездила в Ленинград. И наверняка бы она рассказала забавную историю про посещение Петродвореца, но заинтересованный взгляд "гостей", которые вдруг резко прекратили зевать, заставил учительницу ответить вопросом на вопрос:
- Прям так живого?
- Я имел в виду настоящего, - также громко уточнил Юра.
Алевтина Ивановна наигранно хихикнула, посмотрев на "гостей". Но в голове ее вдруг закрутилась одна нехорошая мысль. Не додумав мысль до конца, она вдруг сказала:
- Юра, нельзя говорить слово негр.
- Почему? - чуть ли не хором спросил Юра со своим соседом по парте.
Видимо, этот же вопрос хотели задать и "гости", так как они кивнули Юре и стали смотреть на учительницу в два раза внимательнее.
Алевтина Ивановна оказалась в патовой ситуации. С одной стороны, она сама не знала, почему нельзя говорить и, вообще, нельзя ли. Но с другой стороны в ее сознании появилась картинка из телевизионных новостей, где диктор рассказывала, что в далекой Америке представители негроидной расы на это обижаются. Ну, а так как мы смотрим на Америку, то не распространяются ли их традиции на нас?
- Понимаешь, Юра, - начала объяснять Алевтина Ивановна, подбирая правильные слова, которые почему-то не приходили к ней в голову, - лучше сказать другое слово.
- Какое, - не унимался Юра.
Учительница одним глазом посмотрела на часы, которые показывали, что до конца урока еще пять минут, а другим глазом на Юру. Она прекрасно понимала, что Юре, да и ей тоже, совершенно всё равно, как их называют, но вот "гостям", которым будет нужно оценить ее урок, совершенно не всё равно.
И тут нужно было угадать, каким словом они сами называют тех, кого она однажды встретила на тенистой дорожке возле фонтана "Ёлочки" в Нижнем парке, когда она еще будучи обычной деревенской школьницей, от восторга и неожиданности показала показала на них пальцем, за что получила по этому пальцу от руководителя группы.
- Афроамериканцы, - на выдохе сказала Алевтина Ивановна, будто бы участник телепередачи "Своя игра", который случайно нажал на кнопку и теперь был вынужден отвечать на незнакомый ему вопрос.
Алевтина Ивановна очень сильно надеялась, что Юра закончит задавать свои вопросы, а она сможет вырулить на домашнее задание, так как урок подходил к концу.
Но ребята чего-то зашептались, а предатель Юра, спокойно и без напряжения закапывающий учительницу, снова спросил:
- А если негритянский житель будет жить в России, он тоже будет афроамериканцем.
- Нет! - уже строго сказал учительница и немного хлопнула журналом по столу. - Давайте записывать домашнее задание!
После урока, когда состоялся символический "разбор полетов", представительница из РАЙОНО обратила внимание на заключительную часть урока.
- Да чего вы, Алевтина Ивановна, так напряглись, когда отвечали на вопрос этого Юры (да?)? Сказали бы просто - "представитель негроидной расы". Это вполне международно.
- Да я чего-то заволновалась, - быстро нашла оправдание Алевтина Ивановна. - Да и конец урока уже был, а тут Юра решил немного поумничать.
- Да нормально всё, - успокоила завуч. - Я вот когда в Свердловске на филфаке училась, у нас на курсе тоже был мальчик, темненький такой, кудрявый. Мы его Сашкой звали. Ну, поняли, да? А он был не то Луис, не то Леонардо. Что самое интересное, ни один из нас не называл его "представитель негроидной расы".
- А как вы его называли? - участливо спросила Алевтина Ивановна, так как тема ей вдруг стала необычайно интересной.
- Да ну, вас. Пойдемте лучше кофе пить, пока большая перемена не закончилась. У меня в кабинете нераспечатанная банка "Пеле" есть.
- Ой нет, на сегодня еще "Пеле" не хватало! - в сердцах сказала Алевтина Ивановна. - Давайте лучше чай пить. Зеленый.