Найти в Дзене
Океан Между Нот

Пятьсот лет, двести композиторов, одна мелодия

Никто не знает каким образом эта скромная мелодия, впервые созданная средневековыми крестьянами, овладела таким количеством композиторов.

Не только современные авторы тиражируют один мотив (или гармоническую последовательность) во множестве копий. В мировой музыке есть мелодии претендующие на звание самых долгоиграющих в истории.

Историческая драма 1992 года Ридли Скотта "1492: Завоевание рая" среди множества недостатков запомнилась меломанам оригинально-эпическим саундтреком греческого композитора Вангелиса.

В основе главной темы лежит мелодия народного танца, которую до Вангелиса использовали порядка двухсот композиторов. Первые упоминания танца встречаются в португальских текстах XV века. Исполнялся он в быстром темпе мужчинами переодетыми в женщин. Всё это безумие получило соответствующее название - folia (страсть, безрассудство).

Постепенно среди множества тем выделилась основная мелодия, которая к середине XVII века окончательно стабилизировалась, сформировавшись узнаваемой ре-минорной последовательностью аккордов.

С этого момента фолия прочно обосновалась в западно-европейской музыке. В подавляющем большинстве случаев она имела форму "темы с вариациями". Порой возникала как цитата без развития, иногда служила основой для другой мелодия, и даже маскировалась.

В современных музыкальных реалиях её можно услышать в саундтреках к фильмам и видеоиграм.

Я буду приводить примеры произведений только известных авторов. Ссылка на полный список будет в конце, после дежурных благодарностей читателям и несмешной байки.

Открывает плейлист марш образца 1672 года французского композитора Жана-Батиста Люлли.

Музыка марша использовалась в фильме 2000 года "Король танцует" режиссёра Жерара Корбьё.

Итальянский скрипач и композитор Арканджело Корелли сочинил такие яркие вариации, что многие были уверены в его авторстве темы фолии. Это Двенадцатая ре минорная соната из пятого опуса, впервые опубликованная в Риме 1 января 1700 года.

Через пять лет сладкозвучный Антонио Вивальди публикует Трио-сонату ре минор (RV63). Как указано на титульном листе сборника, она могла исполняться двумя скрипками и виолончелью или двумя скрипками и клавесином.

Фолиа Вивальди открывается темой (Адажио), за которой следуют 19 вариаций по 16 тактов каждая, все они в тональности ре минор, как в медленном, так и в быстром темпе. Мелодия прямолинейна, без украшательств. Инструменты то перебрасывают мотив друг другу, то играют в унисон, то выступают на первый план, то уходят на второй в качестве гармонической поддержки.

Не является фолией в классическом понимании сочинение Георга Фридриха Генделя - Сарабанда ре минор из клавесинной сюиты (HWV 437). Да что тут говорить, слушайте.

Эта музыка звучит в разного рода сериалах и кинофильмах, в драматических и псевдотрагических моментах. Например, её можно услышать в историческом фильме "Барри Линдон" американского режиссёра Стэнли Кубрика.

Иоганн Себастьян Бах не мог пройти мимо мелодии фолии. Она слышится в арии "Unser trefflicher lieber Kammerherr" из светской кантаты "Mer hahn en neue Oberkeet". Номер в каталоге BWV 212 или просто - "Крестьянская кантата".

Его сын, Карл Филипп Эммануил в 1778 году сочиняет "Двенадцать вариаций на тему испанской фолии в ре миноре".

Людвиг ван Бетховен цитирует мелодию танца в Анданте Пятой симфонии.

Двадцать шесть вариаций создаёт в 1815 году Антонио Сальери. Удивительной красоты музыка получилась у композитора.

Николо Паганини финальную часть Шестого скрипичного концерта начинает с шестнадцати тактов фолиевой темы. Затем она искажается и трансформируется, пока снова не зазвучит в чистом виде в середине композиции.

Мелодия фольи появляется в нескольких вариациях "Испанской рапсодии" Ференца Листа.

Фолия дважды исполняется во втором акте комической оперы французского композитора Адольфа Адана "Тореадор".

Серей Васильевич Рахманинов в 1932 году вдохновлённый сочинением Корелли пишет двадцать две вариации на его тему, а по сути продолжает увековечивать фолию.

В 2004 году валлийский композитор Карл Дженкинс представил свою интерпретацию древней мелодии в версии для маримбы и струнного оркестра, доказав невероятную жизненность этой темы.

Спустя сотни лет мелодия фолии по-прежнему будоражит воображение, оправдывая своё безумное название. Никто не знает каким образом эта скромная мелодия, впервые созданная средневековыми крестьянами, овладела таким количеством композиторов.

И я не знаю. Лучше расскажу несмешную байку.

Американский писатель Клифтон Фадиман вспоминал свой обед с пианистом Артуром Рубинштейном:
Мы ожидали его в ресторане. Он вошёл, сел за стол, заказал напитки по-итальянски (из восьми языков, на которых он говорил, он выбрал один, как обычный человек выбрал бы галстук) и начал извиняться:
"Извините, что опоздал. Два часа я провёл у своего адвоката за составлением завещание. Это такая досада - завещание. Какие-то цифры, какие-то схемы, какие-то договорённости, а в конце концов - что? Практически невозможно оставить что-либо для себя".

Дорогие читатели, чтобы не затеряться в Океане между Нот сохраните себе Каталог статей, нарративов и видео. Там вы найдёте все ссылки на публикации канала.

А здесь вы сможете посмотреть в хронологическом порядке имена композиторов, написавших вариации на тему Фолии.

Благодарю за ваши лайки, репосты в социальных сетях и комментарии.