Найти в Дзене

Почему "таксисты" лучше разбираются в политике, спорте и экономике?

Все мы сталкиваемся с людьми, которые считают себя экспертами в том или ином вопросе и уверенно доказывает свою позицию.

Все мы сталкиваемся с людьми, которые считают себя экспертами в том или ином вопросе и уверенно доказывает свою позицию. Хорошо, когда этот человек действительно знает, о чем говорит. Но, к сожалению, псевдоэкспертов не меньше и вред от таких людей гораздо больше, чем если бы они просто молчали.

В сети много шуток про «экспертов» некоторых таксистов, официантов, парикмахеров, которые считают, что они лучше разбираются в футболе, политике или экономике. У них всегда есть свой ответ почему зарплаты маленькие, почему законы в России не работают, и кто должен играть в основе Спартака.

Иногда мы сами являемся такими же «экспертами» и это зависит не от уровня уверенности в себе, а от уровня накопленных знаний и опыта.

Чем больше мы обучаемся или практикуем что-либо, тем больше знаний и опыта мы получаем. Соответственно, тем компетентнее мы становимся. Выделяют 4 стадии обучения или получения знаний. Давайте подробнее остановимся на них:

1-я стадия – Неосознанная некомпетентность. Иногда это называется «синдром таксиста» На этой стадии мы в принципе не осознаем, что у нас мало знаний в определенном вопросе.

Например, человек ругает депутатов Госдумы, что в магазинах высокие цены. Хотя депутаты имеют к этому опосредованное отношение. Ведь цены в магазинах формируются исходя из определённых экономических законов и многих других факторов, на которые депутаты никак не могут повлиять. Человек, ругающий депутатов Госдумы, даже сам не осознает, что у него мало знаний, чтобы это утверждать – он на стадии неосознанной некомпетентности.

2-я стадия – Осознанная некомпетентность. На этой стадии мы понимаем, что у нас мало знаний и опыта, чтобы что-либо однозначно утверждать. Мы действительно осознаем, что в данном вопросе мы не компетентны.

Например, тот же человек, ругавший депутатов за высокие цены в магазине, поступил на первый курс экономического факультета и уже не ругает депутатов, потому что у него чуть больше знаний о рыночных отношениях и экономических законах.

3-я стадия – Неосознанная компетентность. На этой стадии у нас достаточно знаний и опыта, но мы этого еще не понимаем в силу различных обстоятельств или склада характера. Мы действительно можем правильно ответить на вопрос или решить задачу, если перед нами его поставят. Однако, мы не осознаем уровень наших знаний, в силу неуверенности в себе или других обстоятельств.

Ярким примером может служить, помощник руководителя, который может решить любую проблему в организации и ему уже давно пора стать руководителем. Однако, в силу неуверенности в себе или отсутствия лидерских качеств или других причин, он уже 10 лет работает помощником руководителя, хотя уже поменялось 3 руководителя.

4-я стадия – Осознанная компетентность. На этой стадии мы четко знаем и четко осознаем уровень своих знаний и опыта. У нас есть необходимые данные и мы можем однозначно выражать свое действительно экспертное мнение.

Например, дантист, может осмотрев ваш зуб однозначно сказать стоит его лечить или уже пора удалять.

-2

Получая знания, мы неизбежно проходим все эти стадии. И в очередной раз доказывая кому-либо свою позицию, нужно мысленно пройтись по этим стадиям. Если вы на 4-й стадии, то отстаивайте свою позицию до конца. А если же вы на 1-й или 2-й стадии, то лучше просто выслушать. Лучше промолчать и остаться при своем, чем орать и быть неправым.

***Автор уважительно относится и к профессии таксиста, и к любым другим профессиям. Примеры, приведенные в статье ни кои м образом, не отражают негативное отношение к представителям указанных профессий =)

Ставьте лайки и
подписывайтесь на наш канал Обо всем по чуть-чуть,
чтобы узнать еще больше интересных историй =)